Главные новости
Набирает разбег сезон отпусков-2010. После острой фазы мировых финансовых неурядиц, которые отразились и на индустрии путешествий, интерес к активному отдыху вспыхнул с прежней силой. Мы поинтересовались у турорганизаторов современными тенденциями в популярной отрасли. Оказалось, что туризм буквально распирает от новостей. Предлагаем нашим читателям что-то вроде «дорожной карты» на маршрутах, где ищут приключений и часто их находят.
Модный тренд — палатка
Двухлетнее воздержание от дальних путешествий из-за безденежья, неустойчивого положения на работе и даже потери заработка закончилось тем, чем обычно завершаются все радикальные диеты. Едва поправив свои финансовые дела, многие тут же устремились в туристические агентства, чтобы компенсировать вынужденные лишения. Поток к теплым берегам стремительно вырос. По нашим сведениям, только одна известная столичная туристическая фирма отправляет за день в Турцию и Египет 7 тысяч туристов.
Туристская статистика внимательно следит за посткризисными финансовыми возможностями отдыхающих. Сегодня люди готовы тратить в поездках в среднем по 16 тысяч рублей на человека. Турецкие и египетские компании эту «пенку» с турпотока аккуратно снимают. Чего не скажешь о нашей внутренней туриндустрии. Российские базы отдыха с прошлого года неразумно взвинтили цены и попали впросак. Был расчет на корпоративный отдых, а его пик миновал. Этот «жанр» уже не столь популярен среди отдыхающих.
Сегодня надо охотиться на активных одиночек, говорят данные опросов. Люди, которые не любят шумных компаний, теперь много путешествуют, чтобы бороться с хандрой и одиночеством. Самое интересное, говорят специалисты, что российские базы размещения пустуют в то время, когда отмечается небывалый интерес к внутреннему туризму.
Сливки достанутся тем, кто сумеет организовать доступные по цене туры для желающих путешествовать по своей бескрайней стране, подниматься в гору, сплавляться на байдарках и плотах по рекам, отдыхать в палаточных городках на берегу моря. Палатка и рюкзак опять в моде. Однако незаметно, чтобы возрождались турбюро с проводниками. Внутренний туризм у нас исчерпывается небогатым выбором маршрутов за умопомрачительные деньги. А пара альпинистов из ближнего зарубежья с помощью объявлений в Интернете собирает группы и ведет горных туристов в отроги Эвереста. Похоже, что местные туркомпании на этот «поезд» уже сильно опаздывают.
Кого «съест» Кук?
Помните песенку про то, как туземцы съели Кука? Так вот скоро в России объявится всемогущий Кук, который сам многих «съест». На туристическом рынке страны, говорят эксперты, грядет большой передел, к нам направляется международный магнат — английский туроператор «Томас Кук». Всем очевидно, что после этого «пейзаж» в российской туриндустрии сильно изменится.
Сегодня на отечественном туристическом рынке преобладают четыре-пять операторов, которые сражаются за десяток основных направлений. «Тез-тур», по мнению экспертов, делает ставку на качестве обслуживания отдыхающих. Считается, что фирма «Коралл» делает упор на состоятельных клиентов и путешественников с достатком выше среднего. «Пегас» берет количеством и умеренными расценками. Есть еще несколько компаний со своими «фишками». Кризис фирмы преодолевают по-разному. Например, одна из ведущих компаний в разгар финансового дефицита вложилась в туристскую недвижимость в Турции — и прогадала. Конкуренты тоже подсчитывают потери и прибыли смутного времени, готовы бороться даже за скромные доходы.
Поделив столичный рынок, туроператоры недавно ринулись в регионы. Открывают в крупных городах свои представительства, поднимают с «запасных аэродромов» чартерные рейсы к курортам Средиземноморья, отвоевывают в изнурительном противостоянии шаг за шагом на рынке туристских услуг. И вот теперь предстоит мастер-класс от международного туристского фаворита. Туриндустрия в легкой панике накануне визита маститого англичанина. Интересно будет понаблюдать, как поладят турки с англичанами на российском туристическом рынке.
Туристы-шантажисты
Как же это происходит, что ушлые столичные туристы раз за разом спотыкаются об один и тот же камень — сталкиваются с недобросовестными турорганизаторами? Даже знаменитый радиохулиган Стиллавин вляпался — в Турции оказался вместо обещанного приличного отеля на стройплощадке. Через три дня сбежал от такого сервиса в Москву. Ведь не провинциалы доверчивые, а весьма информированные московские потребители. Этот вопрос задаю знакомой сотруднице солидной столичной турфирмы. Она только усмехается: дескать, на свалку за хорошим товаром не ходят, надо в магазин обращаться.
Если вам в турагентстве предлагают путевки с 10-процентной скидкой, самое время поискать вокруг подвох. Разумный человек сообразит, что 10 процентов — это предельная добавка к путевкам, которые продает туроператор своим агентам. Если всю дельту спускают на скидки, это уже не туризм, а рулетка. Тут как повезет: может, отдых пройдет без потрясений, но вероятнее другое. Выяснится уже на месте, что на один номер в отеле несколько претендентов. Или будут сутки катать на автобусе, пока освободится отель. Бывало, что гостей возят от отеля к отелю, пока не пристроят рядом с бетономешалкой и пилорамой. Вас же предупреждали о максимальной скидке? Адреналин входит в программу дешевой путевки.
В приличной фирме, предупреждают специалисты, вам обязательно выдадут чек об оплате путевки и заключат договор, в котором прописаны все взаимные обязательства. Но теперь сложился целый класс туристов, которые сами вымогают у турфирмы путевку с «черной проводкой». Турагентству не платить налоги, а турист получает, естественно, кота в мешке. На ловца и зверь бежит: по статистике, в сезон отпусков раз в месяц обязательно проявится турфирма-однодневка, которая оставит с носом «левых» туристов. И только в аэропорту, глядя, как флай-менеджер сопровождает других туристов на борт самолета, владельцы фальшивых путевок понимают, что сморозили глупость.
Робинзон в отеле
За сезон активной миграции путешественников обязательно случится несколько эпизодов, которые облетят все выпуски новостей. В прошлом году нашумела воронежская история, причем отличилась турфирма, которая пять лет отработала на рынке туристских услуг, считалась успешной и, казалось, была заинтересована в сохранении деловой репутации. В октябре началась череда необъяснимых скандалов: туристы приходили в аэропорт, но их отправляли не в Анталию, а… домой.
Позже выяснилось, что все деньги за путевки, которые оформляли три месяца, директор фирмы вложил в строительство своего особняка. Некоторые менеджеры, чтобы отправить туристов, платили личные средства. Сотрудники несколько месяцев не получали зарплаты и в конце концов уволились из оскандалившейся фирмы. Суды идут до сих пор.
В этом году уже «сделана заявка» на скандал сезона. Турист из Москвы отправился на отдых в Турцию. Из предосторожности владельцы отеля установили правило для отдыхающих из России: здесь принимают только пары или компании отдыхающих. Обычно это дисциплинирует горячую публику и сдерживает эмоции. Но в этот раз даже такая разумная страховка не помогла. За неделю до отъезда гость устроил настоящее побоище персонала отеля. Иногда туристов перемещают в другой отель в случае мелких недоразумений, но тут пришлось вызывать полицию.
«Терминатор» понял, что дальше его будут выдворять вон из отеля, и забаррикадировался в номере. Всю неделю полицейские и охрана отеля пытались выудить агрессора из комнаты, но он держал оборону. Дело приняло нешуточный оборот, полиция связалась с российским консулом, звонили родным нарушителя спокойствия, но дверь оставалась на замке. В номере отключили все, что можно было отключить — безрезультатно, оборона цитадели продолжалась. Остается загадкой, чем питался добровольный узник. Вероятно, вылезал в окно и глубокой ночью партизанил по окрестностям в поисках съестного. Наконец, в день отъезда группы дверь распахнулась. К трапу самолета отдыхающего доставили в наручниках под конвоем.
Впереди у буйного туриста объяснения с органами, расчеты за нанесенный ущерб, материальная компенсация пострадавшим сотрудникам отеля. И заграничной путевки ему уже никто не оформит. Такие гости никому не нужны.
Светлана АНИКИЕНКО
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?