Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

19 октября 2010 4265

Перегревшись этим летом на аномально жарком подмосковном солнце, мы с мужем решили, что отпуск в жарких странах на теплом море — уже не такая манящая перспектива. Подумав, на море мы все же решили поехать, но на северное. Страны Скандинавии всегда представлялись мне загадочными и закрытыми от остального мира, может быть, потому что о них почти никогда не говорят в новостях, а возможно, из-за прочитанных в детстве книг о суровой природе и суровых людях севера. Для первого визита и знакомства мы выбрали ближайшего соседа России — Финляндию.

Поскольку мы туристы непривередливые, но неторопливые и вдумчивые, любим долго гулять по незнакомому городу пешком, рассматривая дорожные знаки, дома и людей, заходить в приглянувшиеся кафе, тур по принципу “десять городов за три дня” нам не подходил. К тому же большинство турагентств предлагали варианты путешествия в Финляндию из Санкт-Петербурга на автобусе, но каждый, кто проводил в автобусной поездке более 3-4 часов, знает, насколько сомнительное это удовольствие. Поразмыслив, мы решили организовать путешествие сами, и в результате процесс оказался очень простым.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

Для получения финской визы нужен небольшой пакет документов: заявление, подтверждение брони из гостиницы, страховка, которую можно сделать практически в любой страховой компании и, собственно, загранпаспорт. В Москве помимо финского консульства открыт отдельный визовый центр на станции метро “Красные ворота”, записаться на подачу документов в который можно через Интернет. Чтобы разнообразить поездку, мы решили плыть от Санкт-Петербурга на пароме, купив заранее до Питера недорогие железнодорожные билеты. Обратно выбрали поезд Хельсинки-Москва, который прибывает на Ленинградский вокзал в 8.30 утра — очень удобно, чтобы перейти на Ярославский и вернуться в Сергиев Посад на экспрессе. Выбирая еще один город, который хотелось бы посетить, мы неожиданно вспомнили, что Финляндия входит в шенгенскую зону, и решили сплавать в Стокгольм. Доплыть от Хельсинки до Стокгольма получается гораздо быстрее, чем доехать, это можно понять, посмотрев на карту Скандинавии.

По дорогам викингов, или Вплавь по Балтийскому морю

В отличие от грозных и аскетичных судов викингов, современные паромы, курсирующие по северным морям и заливам, — это целые плавучие города с ресторанами, дискотеками, магазинами и вполне комфортабельными каютами. Все крупные приморские города Скандинавии и Прибалтики связаны между собой водными путями, так что особо отчаянные путешественники могут вообще не бронировать гостиницы на берегу, а проводить каждый день в новом городе, ночуя на пароме. К слову, на финском судне, курсирующем между Хельсинки и Стокгольмом, одним из главных развлечений была игра “Бинго”, в которую дисциплинированно играли и пожилые, и молодые шведы. Страсть к азартным играм, несомненно, живет в душах потомков морских воинов, так как на борту в огромном количестве установлены игровые автоматы, которые постоянно загружали монетами и дети, и взрослые.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

Хельсинки — столица провинциальной Европы

Ради исторической справедливости следует отметить, что Финляндия — это не совсем Скандинавия, и исконно викинги на ее территории не жили. Финны всегда были охотниками, рыболовами и грибниками, свою страну они называют красивым словом Суоми и включают ее в древнюю Фенноскандию, которая охватывала Швецию, Норвегию, Финляндию и Карелию, как финскую, так и российскую. Шведские викинги периодически совершали набеги на финские племена, а в XII веке Финляндия полностью попала под власть Швеции. В 1809 году, после поражения в войне, Швеция уступила Финляндию России, а через три года Хельсинки (Гельсингфорс) стал столичным городом. Изначально же Хельсинки был построен в 1550 году в противовес процветающему Таллинну, находящемуся по другую сторону финского залива.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллейВторым национальным языком Финляндии является шведский, все вывески в столице выполнены на двух языках, реже еще и на английском. В память о российском периоде в Хельсинки осталась улица Алексантаринкатту, в честь императора Александра, подарившего Финляндии конституцию, а также несколько памятников другим российским императорам. Самая же длинная улица Хельсинки названа в честь маршала Маннергейма, по праву считающегося национальным героем Финляндии. Дослужившись в кавалерии российской императорской армии до чина генерала, он вернулся на родину и был верховным главнокомандующим, а после и президентом в непростые для Финляндии годы.

Большинство улиц Хельсинки выложены брусчаткой. Тротуары разделены на дорожки для пешеходов и для велосипедистов. На велосипедах передвигается гораздо больше людей, чем на авто. Мужчины в костюмах и женщины на каблуках, оседлавшие двухколесный транспорт, — вполне обычное явление для столицы Финляндии. Там впервые в жизни мы увидели знак “парковка велосипедов запрещена”. Другой популярный вид транспорта — трамвай. Трамваи в городе все зеленого цвета, удобные и современные, ими можно доехать почти в любую точку Хельсинки. Куда нельзя доехать на трамвае, можно добраться на автобусе или речном трамвайчике, который также приравнен к городскому транспорту. В метро народу немного, да и состоит оно из одной ветки, что неудивительно: в городе проживает всего порядка 600 тысяч человек. Билет на общественный транспорт стоит 2 евро, если покупать в киоске, или 5, если приобретать у водителя. То есть поездка обойдется где-то в 80-100 рублей, правда, билет действителен в течение часа на любой вид транспорта, можно проехать сначала на метро, а после, по этому же билету, на автобусе. Также можно приобрести проездной на весь день, который стоит в районе 6,5 евро. Пешеходов, соблюдающих правила дорожного движения, мы практически не встречали. Пока мы ждали, когда загорится зеленый свет, местные жители, ни капли не сомневаясь, переходили на красный.

В Хельсинки находится более 80 музеев, но большинство из них довольно маленькие, до Эрмитажа им далеко. Мы побывали в одном — музее современного искусства. На мой взгляд, особого интереса он не представляет, как, впрочем, и мировое современное искусство в целом. Более интересная достопримечательность — церковь в скале. Находясь снаружи, сложно догадаться, что рядом церковь, внешние стены напоминают скорее бункер. Внутри же она вырублена на 9 метров в глубь скалы, со стенами из неотделанного гранита, а из украшений — лишь металлические пластины на внутренней стороне купола, усиливающие акустику зала. Благодаря невероятно хорошей акустике в церкви почти каждый день проходят концерты духовной, классической и джазовой музыки.

Стоит посетить океанариум, посмотреть на кормление пятнистых акул, по изучению которых финны специалисты. Маленькие акулы высовываются из открытого аквариума, словно собачки, выпрашивая кусочки рыбного филе.

Особенности национального характера

Вопреки распространенному мнению об угрюмых, завистливых людях, финны оказались вполне добродушными, простыми и большей частью дружелюбными. Если стоять посреди улицы, разглядывать карту, которую можно бесплатно взять в гостинице или сувенирной лавке, и смотреть по сторонам, к тебе обязательно подойдут и предложат помощь. Поскольку Финляндия долгое время была провинцией других стран, а теперь правительство проводит довольно жесткую миграционную политику, финны отличаются “чистой” внешностью, то есть жителей Суоми легко определить даже в толпе светлых скандинавов. Что касается одежды, то спортивные штаны и куртка в сочетании с классической рубашкой — вполне обыденная вещь, настоящие финские мужчины тратят время на что-то более стоящее, чем внешний вид.

Прочитав в путеводителях, что финны работают строго по графику и рано вечером все закрывается, а открывается ближе к полудню, мы купили в магазине на пароме шоколадок и чипсов, поскольку приплывали в Хельсинки рано утром. Но, видимо, статус туристической столицы накладывает отпечаток, и найти утром место, где можно перекусить, или поздно вечером купить булочку, можно довольно легко. Но, например, крупнейший парк развлечений работает только в летнее время и в дни финских школьных каникул. Между прочим, финские дети садятся за парту уже 15 августа.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

Надо бы рассказать про распространенное мнение о финском алкоголизме, но рассказывать, собственно, нечего. В выходные мы не видели пьяных толп, лишь однажды слегка подвыпившего инженера на пенсии, который рассказал нам, что любит алкоголь и не любит холод, поэтому каждую зиму проводит в жарких странах. Правда, пару раз в транспорте мы встречали бригады “скорой помощи”, которые спокойно и отлаженно выносили из вагона мужчин, которые сами уже не могли передвигаться и говорить.

На рынках Хельсинки продается огромное количество рыбы и грибов, в том числе черные и белые грузди, а в супермаркетах продаются в основном полуфабрикаты. Как подтвердила наша попутчица в поезде на обратной дороге, финские женщины, как, впрочем, и во всей Европе, не творят каждый вечер кулинарны шедевры, а разогревают пластиковые лоточки в микроволновке. Отдельное лакомство, любимое в Финляндии, — лакричные конфеты. В супермаркетах под них выделены целые стеллажи: есть лакричные ириски, карамель, огромное разнообразие мармелада и леденцов. Все наши друзья сразу определили лакричный вкус как вкус микстуры от кашля и оказались недалеки от истины: лакрица — это корень растения солодки, которое очень давно используют в лекарственных целях. Но скандинавам лакрица так пришлась по вкусу, что на ее основе стали делать сладости и приправы и даже придумали ее искусственный аналог — салмиак, из которого готовят весьма специфический ликер. Мы его не пробовали, но слышали, что финны пьют с удовольствием, а все остальные — не больше одного раза в жизни. Вообще, в Финляндии делают ликеры из всего, что растет, самый популярный — из морошки. Алкоголь крепче пива купить можно только в специализированных магазинах “Алко”, при этом он довольно дорог. Поэтому морские круизы одного дня Санкт-Петербург — Хельсинки с открытым во время всего плавания магазином беспошлинной торговли очень популярны. Хотя стоит отметить, что популярны они не только среди финнов, но и среди жителей нашей северной столицы.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

Острова-пригороды

Свеаборг, или Виапори — один из районов Хельсинки, крепость, которая двести лет защищала Финляндию со стороны моря. Построена она была шведами, во времена Петра I, когда Швеция терпела поражение за поражением в войнах с Россией. В ходе русско-турецкой войны Виапори был уже опорным пунктом для российских войск, защищавших страну со стороны Балтийского моря от союзников Турции — англо-французской эскадры. В Первую мировую крепость использовалась как база для защиты Санкт-Петербурга от возможного немецкого вторжения. После выхода Финляндии из состава России в 1917 году крепость получила название Суоменлинна (Финская крепость). В разгар гражданской войны между красными и белыми финнами в ней размещался лагерь для военнопленных. Во время Второй мировой войны на Суоменлинне базировались немецкие катерные флотилии, и она не раз бомбилась советскими войсками. В 1973 году крепость была передана гражданским властям и стала районом Хельсинки. Теперь симпатичные жилые домики перемежаются с расставленными на холмах пушками и застывшими на берегу подводными лодками. Кстати, на Суоменлинне есть музей игрушки, в который нам попасть, к сожалению, не удалось, так как открыт он только в летнее время, как и многое другое в Финляндии.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллей

Сеурасаари — еще один остров — пригород Хельсинки. Это парк-музей финского быта под открытым небом, на котором собрано более 100 деревянных домов со всей Финляндии. На Пасху и Ивана Купалу (Юханнус) на острове проводится реставрация фольклорных праздников. В остальное время посетителей развлекают нахальные белки, которых там просто невероятное количество. Взрослые зверьки не просто не боятся рук, а сразу подбегают и нагло выпрашивают угощение. Кроме белок по острову свободно разгуливают дикие гуси, утки, толстые чайки, около берега плавают лебеди. Так что, направляясь на Сеурасаари, стоит запастись хлебом, орешками и семечками.

Стокгольм

Стокгольм уютен и красив, а старый город красив необычайно и похож на иллюстрацию к старинной сказке. Обычных серых зданий очень мало, в основном это торговые помещения и офисы, находящиеся недалеко от исторического центра, на окраинах опять же необыкновенные сказочные домики располагаются среди маленьких уютных парков. Практически в каждом окне стоит настольная лампа. Вернувшись домой, мы выяснили, что это современный аналог свече, которую зажигали для родных и близких, возвращавшихся со стороны моря, такой уютный домашний маячок, говорящий о том, что их ждут и любят. Одного дня в Стокгольме, конечно, мало, времени на длительные прогулки не было, но в метро мы спустились, проехали несколько станций. Метро Стокгольма — это не просто вид транспорта, но и самая протяженная художественная галерея в мире. Каждая из трех веток выполнена в собственном стиле, многие станции оформлены известными художниками, на них часто проводятся выставки.

Суоми — страна озер и дружелюбных троллейИ в Хельсинки, и в Стокгольме очень чисто, причем сказать, что местные жители не мусорят, будет преувеличением, просто здесь

очень хорошо убирают. В Финляндии дворники, озеленители улиц, а также большинство водителей, продавцов и официантов — финны, лишь овощи на рынке продавали девушки восточной национальности. В Стокгольме же в сфере обслуживания мы видели только эмигрантов из арабских и африканских стран. Английским языком шведы владеют хуже финнов, но, имея русско-шведский разговорник, объясниться на улице не составит труда.

К слову, о национальных героях. Известный нам с детства Муми-тролль с компанией в Финляндии является раскрученным брэндом, вроде Микки-Мауса в США. И не только в Финляндии. Книга Туве Янсон впервые была опубликована на шведском языке, поэтому в сувенирных лавках Стокгольма симпатичные маленькие тролли тоже встречаются, реже можно найти героиню другой повести — Пеппи Длинныйчулок (да, да именно слитно, это фамилия героини). А вот любимого мной Карлсона в Швеции не отыскать. Дисциплинированные и выдержанные потомки викингов считают его героем скорее отрицательным, дебоширом и хулиганом. Кстати, его “мама” Астрид Линдгрен любила Россию и говорила, что “в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил” гораздо ближе русскому характеру. Район Вазастан, где жила семья Свенсонов и сам Карлсон, мы, конечно, посетили. Там сохранена и застройка 50-х годов, и уютный Вазапарк, где Малыш выгуливал свою собачку. В книге не указан адрес дома, на крыше которого жил Карлсон, но мы нашли две симпатичные крыши стоящих рядом домов, и решили, что как раз по ним он мог гонять жуликов, ворующих с веревок белье.

Домой

Возвращаясь домой, мы пришли на вокзал Хельсинки, как нормальные русские путешественники, за час до отправления поезда. За сорок минут, как это обычно происходит в России, двери поезда не только не открылись, но и никакого поезда на платформе не было. Русские туристы начали нервничать, сверять информацию на билетах с электронным табло. Поезд приехал за пятнадцать минут, проводники оперативно спустили лестницу на низкую финскую платформу, проверили документы, и поезд сразу тронулся. Точность и четкая организация транспортной системы в Финляндии в очередной раз нас поразила. А вот проводники были совершенно не любезны, хотя обычно руководство РЖД на важных маршрутах предъявляет высокие требования к персоналу. И финскую, и русскую та-можню мы прошли быстро и без проблем, и проснулись уже где-то в Ленинградской области.

Вывод в конце поездки сделали только один — в Скандинавию нужно обязательно вернуться.

Наталья ЛЯГИНА, Газета "Вперед"