ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

05 ноября 2009 4520

Если северяне что-нибудь изобретают или исследуют, это обязательно должно быть самое-самое в мире. Про них так и говорят: «маленькие, но гордые». Если выехать из Сергиева Посада и двигаться по трассе М-8 на север, вы попадете в Архангельскую область. Именно на ее территории находится архипелаг Земля Франца-Иосифа, куда предлагается одна из самых дорогих экскурсий в мире. Туристический сезон там очень короток – начинается он в конце сентября и заканчивается уже в ноябре. Мне посчастливилось побывать в этом первозданном месте в составе научной арктической экспедиции.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Еще в детстве мама, будучи учителем географии, читала мне книжки про исследователей Арктики: Петр Пахтусов, Фердинанд Врангель, Семен Челюскин, братья Лаптевы… Могла ли я тогда представить, что у меня тоже будет возможность увидеть эту первозданную красоту своими глазами.

Земля Франца-Иосифа — одна из самых северных территорий мира. ЗФИ, как называют ее полярники, — архипелаг, состоящий из 187 островов, расположенных всего в 900 километрах от Северного полюса. Считается, что Земля Франца-Иосифа является продолжением Уральского хребта.

Больше 200 миллионов лет назад на месте ЗФИ плескалось теплое море, по берегам росли папоротниковые леса. По трещинам земной коры изливались из глубоких недр на дно моря расплавленные базальты, в конце концов поднявшиеся над уровнем моря и образовавшие острова. Миллион лет назад, когда во всем северном полушарии заметно похолодало, на базальтовых скалах появились ледники. Сейчас лишь седьмая часть Земли Франца-Иосифа свободна от ледяного покрова.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Природа сохранилась тут в первозданном виде со времен ледникового периода. Сказочная, неповторимая красота. Волшебная страна — ослепительно белая и сверкающая. Именно она манит туристов со всего мира, при этом люди готовы отдавать безумные деньги, лишь бы увидеть сотворение мира собственными глазами. Особенно велик интерес со стороны иностранных туристов. Двухнедельный тур на Землю Франца-Иосифа стоит порядка 20 тысяч евро и входит в десятку самых дорогих экскурсий мира. Несмотря на достаточно высокую стоимость, путевки раскупаются за год вперед, так как посетить архипелаг может не более 500 человек в год — такова его пропускная способность.

ВЕЛИКИЙ ОСТРОВ

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал еще Михаил Ломоносов в своем капитальном труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В 1763 году великий русский ученый высказал гениальную догадку о том, что «может быть, и не в самой полярной точке, однако близ оной должно быть немалому острову или еще многим». На пути к полюсу может быть встречена «высокая и приглубая земля». Он даже указывал ее координаты, уточняя, что это «великий остров, который лежит к северу далее 80° и 11', склоняясь от Шпицбергена к востоку». Как раз в этом месте находится Земля Франца-Иосифа.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Спустя сто лет в 1871 году члены Русского географического общества лейтенант Николай Шиллинг и князь Петр Кропоткин предоставили проект научной экспедиции для исследования арктических широт, однако правительство отказало в выделении средств.

ПАЙЕР БЫЛ НЕ ПРАВ

Открытие легендарных земель официально приписывается не русским исследователям. В 1872 году в Австрии при поддержке "Общества содействия австрийской экспедиции к Северному полюсу", в Совете которого состояли видные аристократы, ученые, общественные и политические деятели, был организован сбор средств и снаряжение экспедиции в Арктику под руководством лейтенантов Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта.

Главной целью предстоящей экспедиции, рассчитанной на два с половиной года, было открытие Северо-Восточного морского прохода из Атлантического океана в Тихий. Являясь сторонниками гипотезы германского ученого Августа Петермана о существовании «теплого», а значит свободного ото льдов Северного полярного моря, Вейпрехт и Пайер предполагали пройти в Берингов пролив по существующей, как они надеялись, к северо-востоку от Новой Земли Великой Сибирской полынье.

Специально для экспедиции было построено деревянное паровое судно «Адмирал Тегеттхоф». Это было огромным достижением науки того времени: водоизмещение судна составляло 220 тонн, а паровая машина вырабатывала мощность в 100 лошадиных сил, почти как современная модель автомобиля «Жигули».

13 июня 1872 года "Тегеттхоф" покинул германский порт Бремерхафен и направился к берегам Новой Земли. Расчеты на то, что Баренцево море будет свободным ото льдов, оказались ошибочными. Уже 21 августа у западного побережья Новой Земли, севернее небольших островов Баренца, льды пленили «Тегеттхоф», и вместе с ними в течение многих месяцев судно дрейфовало на северо-запад.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Лишь спустя год монотонной жизни затертого во льдах корабля произошло важное событие. «Около полудня, — вспоминал впоследствии Юлиус Пайер, — мы стояли, облокотившись о борт корабля, и бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкающей своими ледниками. В первое время мы стояли точно парализованные и не верили в реальность открывавшейся перед нами картины. Затем, осознав наше счастье, мы разразились бурными криками: «Земля, земля!» Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины... Нас привела сюда случайность». В честь австрийского императора новую сушу назвали Землей Франца-Иосифа. А самый северный остров архипелага — именем кронпринца Рудольфа, сына императора.

Проведя более двух лет в вечной мерзлоте, изучив большую часть архипелага и составив первые, очень неточные карты архипелага, измученные цингой и суровым климатом австрийские путешественники пришли к пессимистичным выводам о невозможности транспортного и промыслового использования полярных морей. Покинув открытый архипелаг, Юлиус Пайер заявил: «Годы пройдут, а эти негостеприимные берега останутся теми же, и снова воцарится здесь нарушенное нами их великое одиночество... Посещенные нами страны едва ли когда-нибудь окажут материальную пользу человечеству».

Но всего через пять лет на ЗФИ пришло голландское исследовательское судно «Биллем Баренц» капитана Де Брюйне, а за ним потянулись и многие другие — норвежцы, англичане, американцы, русские, немцы, австрийцы, поляки, итальянцы… Для некоторых участников полярных экспедиций этот суровый край стал последним приютом.

— В то время для людей достижение Северного полюса было тем же самым, как для нас первый полет Гагарина в космос. В конце XIX века людей очень интересовало, какие ощущения испытывает человек, попадая в условия Арктики, вплоть до того, ощущается ли вращение Земли на Северном полюсе, — говорил участник экспедиции 2001 года на Землю Франца-Иосифа Андрей Чураков.

АРХИПЕЛАГ ЛЕДЯНЫХ КУПОЛОВ

До сих пор Арктика во многом является белым пятном для человечества, т. к. это слишком малоизученная территория. Более-менее серьезные научные исследования стали проводиться в Арктике лишь в конце двадцатых годов прошлого века.

С 1929 года архипелаг Земля Франца-Иосифа административно входит в состав Архангельской области. С этого времени на островах архипелага открываются научные полярные станции. Первая из которых была открыта в так называемой столице Земли Франца-Иосифа — бухте Тихой на острове Гукера.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Группа, состоящая из метеорологов, геологов, орнитологов, биологов, в составе семи человек осталась в Арктике на несколько месяцев. Первая зимовка на новой полярной станции, в то время самой северной в мире, широко освещалась в прессе. Регулярная информация поступала от метеоролога станции и одновременно корреспондента ТАСС Георгия Шашковского. Радистом был знаменитый впоследствии Эрнст Кренкель. 12 января 1930 года он случайно связался на коротких волнах с американской антарктической экспедицией Ричарда Брэда. Был установлен рекорд дальности связи — двадцать тысяч километров.

С этого года ученые стали каждый год сменять друг друга постоянно. Поскольку добраться до Земли Франца-Иосифа возможно лишь в начале сентября — середине октября, люди практически год должны жить отрезанно от цивилизации.

В 1934 году метеорологическую станцию возглавил Иван Битрих, с собой он привез свою молодую жену. Именно Битриху выпала честь регистрировать трех первых уроженцев Земли Франца-Иосифа, причем двое из них родились у его жены.

— Зимовка бухты Тихой 1940-1941 годов ждала, как обычно, смены. Готовила станцию к сдаче. Но радио принесло весть о начале войны, — рассказывает руководитель Северного управления гидрометеослужбы Леонид Васильев. — Полярники остались на своем посту без пополнения продовольствия и другого снабжения, регулярно передавая на Большую землю метеосводки. Первые два года войны в бухте Тихой было спокойно, но 23 сентября 1943 года внезапно появились два самолета с крестами на крыльях. Они низко кружили над бухтой, над станцией, а затем улетели на Запад.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Спустя два года после войны на Земле Александры обнаружили несколько строений. Это были остатки немецкой метеостанции, расположенной чуть более чем в ста километрах от бухты Тихой. Станция располагалась в капитальных домах-блиндажах, замаскированная под цвет снега белой окраской крыши. Больше года действовала немецкая станция на Земле Александры и была закрыта лишь из-за того, что вся метеогруппа оказалась заражена трихинеллезом — серьезной болезнью, возбудителя которой переносит белый медведь. Персонал немецкой метеостанции был эвакуирован самолетом. За российскими же учеными ледокол пришел лишь летом 1945 года, лишь тогда покинули метеостанцию ее начальник Владимир Герасименко и пять его коллег.

Во многом пережить несколько голодных зимовок, без провианта ученым помогло мясо белых медведей и тюленей.

ИСКУССТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Земля Франца-Иосифа — излюбленное место среди полярных медведей, моржей, сивучей и многочисленных арктических птиц. Тут же расположен и самый большой арктический роддом пернатых. На одном из островов бухты Тихой находится огромная скала Рубини, ставшая родным домом для тысяч гнездящихся здесь птиц. В основном на отвесных скалах откладывают яйца кайры, орнитологи в шутку называют их летающими пингвинами. Одновременно на птичьем базаре насчитывается более 50 тысяч пернатых.

Причем главная особенность местных животных — чрезвычайная любопытность. Неизбалованные людским вниманием звери подходят очень близко, дабы изучить непонятные существа, наблюдающие за ними через объективы фотоаппаратов.

Да и сама природа здешних мест, несмотря на всю свою скудность очень привлекательна. Например, ярчайшее впечатление на всех туристов производят айсберги… Разные по величине, форме, цвету, они манят своим величием. У старых айсбергов есть полоски, по которым, точно по годовым кольцам у деревьев, можно определить их возраст. Вообще айсберги встречаются практически во всех протоках и в акватории архипелага в целом. 85% островов архипелага покрыты многолетним ледовым покровом, поэтому живая природа на архипелаге весьма специфична. Тем не менее растительность на островах представлена некоторыми видами мха, лишайника и незначительным количеством цветковых. Самый популярный из которых цветок камнеломка. Хотя на некоторых островах можно встретить радость полярного наркомана — полярные маки. В отличие от традиционных красных маков полярные имеют желтую окраску. Именно бледная окраска помогает этим цветам выжить подо льдом, отчего их красота становится в несколько раз ценнее. Красивы эти растения во время цветения, а легенды утверждают, что на цветущие маки долго смотреть нельзя, потому что портится зрение.

ЗЕМЛЯ ЛЕГЕНД

Помимо этих удивительных цветов, есть и еще одна легенда Земли Франца-Иосифа. На острове Чампа находятся необычные камни шарообразной формы. Ученые пытаются дать объяснения их появлению, но все они не имеют четкого научного обоснования, поэтому многим исследователям ближе фантастическая версия их появления. Некоторые даже всерьез уверены, что это творение рук жителей Гипербореи.

В любом случае все ученые сходятся на мысли о том, что Земля Франца-Иосифа — бесценный памятник природы и должна остаться первозданным природным музеем под открытым небом.

В настоящее время ведутся работы по созданию национального парка "Русская Арктика" на территории архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и острова Виктория. Широкое освещение и популяризация позволят повысить экологическое просвещение населения области, считают представители Росприроднадзора.

— Главной целью создания такого национального парка является обеспечение экологического баланса на большой арктической территории, — поясняет руководитель управления Росприроднадзора по Архангельской области Анатолий Миняев. Это предполагает сохранение уникального природного и культурно-исторического наследия, имеющегося на арктических территориях, с включением их в международную систему экологического туризма. Важнейшей является также цель обеспечения российского присутствия в районах Арктики. Тем более в связи с появившимся в приарктических странах стремлением по-своему поделить полярный «пирог».

Справка

Средняя толща уникальных ледников на ЗФИ — 180 метров. По данным ученых, общий объем льдов архипелага — 2500 кубических километров, в них заключено 2250 миллиардов тонн воды. Это больше, чем в Байкале. Огромный резерв чистейшей пресной воды.

Заселен иностранцами

На первый взгляд, карта ЗФИ сплошь "заселена" иностранцами. Действительно, царствовавших особ и принцев, всяких эрцгерцогов и оберхофмейстеров, лордов, графов и баронов, всевозможных министров и меценатов хватает. Но много также имен ученых-исследователей. И, конечно, имена первооткрывателей: остров Пайера, ледник Пайера и залив Вейпрехта на острове Земля Александры; мыс Тегеттхоф на острове Галля.

Кстати, именно этот мыс является визитной карточкой Земли Франца-Иосифа. Остров очень красив: мощные, напоминающие спинные плавники гигантской акулы скалы, уходящие в воду.

Письмо из прошлого

В конце 70-х годов XX века ученые гидрографы нашли на острове Ламон Земли Франца-Иосифа письмо одного из руководителей австро-венгерской экспедиции Карла Вейпрехта. Проводя работы по изучению ландшафта местности на этом острове, они наткнулись на полуразрушенный каменный гурий, разобрав который, обнаружили деревянный цилиндр, заткнутый пробкой и залитый суриком. В таком необычном "почтовом ящике" и пролежало более ста лет письмо, в котором сообщалось о бедственном положении экспедиции и приводились координаты юго-восточной оконечности архипелага. Листы, обернутые в восковую бумагу и фольгу, хорошо сохранились. Гидрографы передали письмо из прошлого века в музей Арктики и Антарктики в Ленинграде.

Франц Иосиф I (нем. Franz Josef I) (1830-1916) — император Австрийской империи и апостолический король Венгрии. Правил 68 лет.

В ходе австрийской революции 1848 года его дядя отрекся от престола, а отец отказался от прав наследования, и 18-летний Франц Иосиф I оказался во главе многонациональной державы Габсбургов.

В 1854 году женился на баварской принцессе Елизавете, известной как «Зизи». Их единственный сын, кронпринц Рудольф застрелился в 1889 году в замке Майерлинг, убив перед тем свою любовницу баронессу Марию Вечера. Это была не первая и не последняя семейная трагедия Франца Иосифа, одна из которых из разряда семейных переросла в разряд мировых трагедий. В 1914 году новый престолонаследник, племянник императора Франц Фердинанд, был убит вместе с женой в Сараеве сербским террористом Гаврилой Принципом. Что послужило поводом к началу Первой мировой войны, которая привела к краху державы Франца Иосифа.

Император был известен консерватизмом, простотой быта, вниманием к этикету и традициям. Он называл себя «последний монарх старой школы». После того как его брат был расстрелян в Мексике, до конца жизни, почти 50 лет, император не принимал мексиканских посланников. Он так и не провел во дворец телефон и с большим трудом согласился на электричество. Когда его сын покончил с собой, Франц Иосиф написал всем европейским монархам, что причиной гибели кронпринца стал случайный выстрел на охоте; но папе Льву XIII он написал правду.

Нередко говорят, что австрийцы, венгры и чехи до сих пор рано встают и рано ложатся (и соответственно активная жизнь в городах начинается и замирает раньше), потому что Франц Иосиф, бывший «жаворонком», за долгое царствование приучил к своему режиму всю империю.

В его честь названа принадлежащая России Земля Франца-Иосифа, открытая в 1873 году австрийской полярной экспедицией.

Ольга МИГУНОВА

Газета "Вперед"