МАМА В ПОГОНАХ

24 июля 2009 3248

МАМА В ПОГОНАХ

Должность и звание Елены Петуховой звучат строго — старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних Сергиево-Посадского УВД, майор милиции. Но мы наблюдали, как она беседует с подростками, и не видели даже намека на официальную суровость или сухость. Парни раздосадованы и смущены, потом мы узнали, что бедолаги успели потерять только что полученные школьные аттестаты. И смех и грех, и что теперь делать? Просто конец света...

Елена Валерьевна сочувственно и терпеливо что-то разъясняет расстроенным мальчишкам. Даже визуально ощущаешь, как проблема на этом "консилиуме" на глазах "сдувается". Найдется выход и тут, как из сотен других затруднений, с которыми приходят к "дежурной маме" — одной на все Хотьково. Ни стальной ноты в голосе, ни волевого напора — только мягкость и искренняя готовность помочь своей особой, беспокойной детворе.

Любите, говорите, слушайте

Со своими "пациентами" она исключительно на "вы", даже с нашкодившими подростками общается, как с равными. Она считает это главной заповедью педагога. На дружеское "ты" переходит только после нескольких лет знакомства и только если установился особый доверительный контакт. Юные озорники с Рабочего и Северного поселков Сергиева Посада, где инспектор Петухова восемь лет опекала полсотни проблемных семей, отлично знают, что расположение мягкой и душевной Елены Валерьевны надо заслужить. Только ради этого многие неслухи брались за ум и начинали вместе со второй мамой делать работу над ошибками в своей маленькой, но бурной биографии. И родителям своих подопечных она не устает повторять:

— Ваш малыш с трех лет личность. Чем раньше вы это поймете, тем больше шансов перекинуть к своему ребенку психологический мостик и сохранить в его глазах родительский авторитет.

Свою миссию она видит в том, чтобы свести как можно ближе две планеты — родителей и детей. Елена рассказала драматическую историю внешне вполне благополучной семьи. Это только кажется, что все детские проблемы в семьях алкоголиков и наркоманов. В семье врача и учителя рос очень умный мальчик. Ему бы мудрую родительскую поддержку — и парень со своим интеллектом сделал бы удивительную карьеру. Но родители затеяли затяжной развод, каждый тянул мальчишку на свою сторону. А он любил обоих. В итоге он стал не нужен ни папе, ни маме, понимание встретил на улице. А поскольку ума парню не занимать, вскоре он сколотил свою шайку. Теперь отсиживает срок.

Елена не перестает убеждать родителей ребят, которые попали на учет отдела:

— Непременно разговаривайте с вашими детьми. Как бы ни были заняты, как бы ни хотелось отгородиться от всех после дневных трудов, найдите время поговорить со своим ребенком. Ему это абсолютно необходимо. Если подросток не увидит интереса к своим проблемам в семье, отыщутся слушатели на улице...

"Найдите мне дело"

В кабинете старшего инспектора, бывало, сидело и по двадцать собеседников. Многочисленные компании привозят сюда инспекторы отдела после вечерних рейдов по детсадам. В уютных сквериках со скамеечками и детскими качелями любят коротать время с выпивкой и разговорами подростки — молодые искатели приключений.

— Это ребята, которые не нужны своим семьям, — говорит Елена. — Их либо вовсе не замечают родители, занятые поиском заработка, либо воспитывает кулаками пьяный отчим. Примет такой воспитатель горячительное и считает себя чуть ли не Макаренко. Дневник на стол — и моментальная расправа. И на лавочке в детсаду еще одним брошенным ребенком больше.

Из детсадовских "кафе-шантанов" она вытащила многих. Потом эти мальчишки приходят к ней в отдел и просят найти им полезное занятие. А с этим огромная проблема. За 500 рублей в месяц самолюбивые подростки работать не пойдут, а кто сейчас предложит больше такому трудовому резерву? Целая проблема определить их в оздоровительные лагеря. Бесплатных путевок всегда было немного, а в этом году их просто нет. Школьные летние площадки работают один месяц, а что дальше? Выходит, что самая проблемная детская зона остается на все лето вне зоны постоянного участия и внимания взрослых.

— По идее, хорошие плоды должна была дать программа "Дружный двор", — говорит детский инспектор, — но и она постепенно сводится к формалистике. Я сама наблюдала, как пришли во двор волонтеры в 10 часов утра. В это время мои полуночники еще спят. Культбригада отработала показательный номер и ушла. Что проку от такого посещения? Надо вовлекать самих детей в организацию своего досуга. А если этого не происходит, акция останется на бумаге.

Настоящий подарок проблемным семьям с детьми был сделан весной по линии МВД. В профилактории в Афанасове неделю работал лагерь для сложных подростков. Со всей области собрали 60 очень непростых ребят, восьмерых воспитанников привезла в лагерь "Патриот" Елена Петухова. Она рассказывает, что первые три дня трое воспитателей, и она в том числе, провели без сна. Казалось, с этой публикой не совладать. Инспекторы даже запросили подмогу — и штат воспитателей увеличили до восьми человек. Но на четвертые сутки подростки оценили, что ими занимаются на полную катушку.

— Никто уже не прикалывался над общей формой лагеря, — вспоминает Елена. — Ребята сами строились перед экскурсиями, матчем в пейнтбол, занятиями по самбо, походами в бассейн и на стройподготовку. Все дни были расписаны по часам, и дети были явно довольны таким плотным графиком. Многие записные "хулиганы" оказались настоящими молодцами. Через неделю мы все жалели только о том, что время быстро пролетело.

Просто счастье и великая подмога, что в районе уцелело профессиональное обучение, считает Елена Петухова. У ребят с трудной судьбой есть возможность получить рабочую профессию, в училищах они накормлены и даже получают небольшую стипендию. Спрос на профессиональное обучение очень высок. Сейчас решается вопрос об обучении детей-сирот не только в Московском областном профессиональном колледже, но и в других училищах района. Это расширяет диапазон специальностей, которые они могут приобрести, и дает шанс продолжить обучение в вузе. Среди бедовой детворы есть и одаренные ребята.

Добиться, чтобы подопечный получил образование и профессию, — это Елена считает вершиной своих трудов. Считай, что вывела в люди. Чтобы воспитанник получил аттестат, иной раз едет на своей машине за пределы района, выуживает из веселой компании и возвращает к действительности. Другого прогульщика поднимает спозаранку и сама ведет в школу, чтобы не свернулся с пути. "Они обязательно выправятся", — убеждена Елена. И ей действительно это удается. Почти всегда.

Три "отказника" за 11 лет

Елена признается, что бывают случаи, когда она ложится с мыслью, чем помочь ребенку, и с этой же заботой просыпается. Иногда и после многолетних усилий остается горький осадок, что все труды пошли насмарку. Четыре года положила Елена на семью, где, казалось бы, ничто не предвещало проблем. Мама-медработник растила единственную дочку. Но у обеих оказались непреклонные характеры, ни одна не хотела уступать другой. Жизнь друг другу испортили, но остались на своем. Несколько лет старший инспектор пыталась сблизить эти "айсберги в океане", но все тщетно. Глава семьи теперь растит внука, а дочь появляется лишь изредка. Нет у упрямицы ни образования, ни профессии, ни семьи. А Петухову заботит уже судьба малыша в коляске. Как его уберечь от ледяной неуступчивости взрослых, так и не научившихся любить?

Но были три случая, признается Елена, когда ключика к очередной детской загадке подобрать не удалось. Один неразгаданный ребус — тот самый умный подросток у родителей в разводе. И еще парнишка-сирота, который был настолько не нужен ближним, что сам безоговорочно поверил в свою пропащую судьбу. И еще с одним колючим "ежиком" Елена билась самоотверженно. А паренек однажды заявил ей открытым текстом: дескать, не мучайтесь и не надейтесь — я уже на другой стороне...

Но, видимо, такие труды не могут быть напрасными. Зернышко добра и теплого человеческого участия дает росток даже в самой обиженной душе. Из детской колонии от своих "педагогических неудач" Елена Петухова получает вышитые крестиком салфетки со словами благодарности. У нее уже небольшая коллекция таких открыток.

— Если человек оставил открытой дверь в полноценную жизнь, значит, еще не все потеряно, — говорит старший инспектор по делам несовершеннолетних. — Главное, чтобы рядом оказались люди, которые умеют любить и прощать.

Визитная карточка

Елена родилась в 1966-м в интеллигентной сергиевопосадской семье. Мать, Людмила Георгиевна, экономист, отец, Валерий Федорович, — педагог. И не просто учитель, а наставник самых проблемных детей. Он работал в сергиевопосадской 7-й коррекционной школе, был директором константиновской спецшколы и до сих пор воспитывает ребят с колоссальными врожденными пороками здоровья в интернате МООСО. Это от папы у Елены потребность помогать обездоленным и обиженным, причем с максимальной для ребят пользой и непоколебимой уверенностью в добрые перемены.

Она и сама поработала в МООСО и убедилась, что педагогика — это ее родная стихия. Поэтому после окончания 4-й школы поступила в Орехово-Зуевский педагогический техникум. У нее уже была семья, и подрастали двое малышей, а она все искала для себя профессию, в которой соединились бы тяга к педагогике и практическая возможность помогать обделенным судьбой детям. Друзья подсказали: иди работать в отдел по делам несовершеннолетних. Это было одиннадцать лет назад. Чтобы быть во всеоружии на защите прав детей, окончила университет МВД по специальности юрист широкого профиля. Недавно майора милиции Елену Петухову на профессиональном смотре признали лучшим инспектором службы по делам несовершеннолетних в области. Супруг много лет стоически выдерживает общие тяготы милицейского режима. Сын-студент будущий историк, дочь поступает в институт, будет инженером-программистом.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"