ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯ

09 марта 2010 2780

ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯСлова “Юлия” и “ювелир” — не однокоренные, но по созвучию чем-то похожие. И в некоторых случаях это во многом символично.

Наша героиня Юлия Дорохова — ювелир. Профессия непростая, редкая, требующая художественного таланта, труда, усидчивости и умелых рук. Родилась Юля в Сергиевом Посаде, где живет и сейчас, окончила Абрамцевский художественно-промышленный колледж по специальности “художественная обработка металла”. В настоящий момент стажируется в одной из ювелирных мастерских в соседнем районе, куда мы не поленились доехать ради написания этих строк.

То, что она выбрала профессию, связанную с художественным творчеством, конечно, не случайно. К этому прямо или косвенно “приложила руку” вся ее семья. Отец — резчик по дереву, столяр и плотник, мама — художник, старшая сестра Катя учится живописи на последнем курсе Петербуржской академии художеств, средняя сестра Саша профессионально занимается компьютерным дизайном. Было бы, наверное, странно, если в такой атмосфере после школы Юля надумала стать бухгалтером, юристом, поваром или машинистом электропоезда.

ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯПроцесс превращения сломанных серег, разорвавшихся золотых цепочек, надоевших колец в новое ювелирное изделие — почти священнодействие. Смотреть на него со стороны очень интересно и увлекательно. Сначала лом драгоценных металлов плавится с помощью газовой горелки, внешне похожей на автоген. Еще минуту назад в тигле были угловатые полубесформенные кусочки — и вот на дне емкости появляется ярко-золотая лужица расплавленного металла, который затем переливается в форму, где остывает.

Что с ним будет дальше, зависит от заказа. Если заказчик хочет, например, новую цепочку — с помощью специального станка золото вытягивают в проволоку нужного диаметра. Затем ее накручивают вокруг стержня, чтобы получилась как бы пружинка, которую режут на кольца. Кольца, в свою очередь, сплетают особым образом, получается цепочка.

Юля говорит, что сейчас особой популярностью пользуется плетение “Бисмарк” — и красиво, и прочно. В основном заказывают браслеты, а вот массивные золотые цепи, в которых еще относительно недавно любили щеголять авторитетные бизнесмены и “реальные” пацаны, по-видимому, отошли в прошлое. Вкусы людей меняются и, кажется, в лучшую сторону.

Кольца изготавливают схожим образом: через станок металл вытягивается в “проволоку”, только толстую, потом ее сгибают, запаивают, уплощают с одной стороны и полируют. После полировки кольцо на какое-то время погружают в лимонную кислоту, чтобы лучше блестело и очистилось — шва совсем не видно.

ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯ

ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯТак делают обручальные кольца. Перстни делать сложнее, ведь они не просто круглой формы, а как бы с “навершием”, куда может вставляться камень, или же на плоскости металла вырезается изображение. Иногда бывает и по-другому — под полупрозрачным камнем можно увидеть орнамент или надпись. В дело идут разного рода миниатюрные пилки, напильники, резаки и прочие специальные инструменты.

Чтобы изготовить серьги или кулоны, металл прокатывается через вальцовочный станок, после чего с помощью различного инструментария ему придается сложная, подчас уникальная форма. Есть и другая техника обработки металла — отливка. Для нее из воска делается модель, чью форму впоследствии заполнит расплавленный металл.

На вопрос, кто делает эскизы, Юля отвечает, что иногда люди сами приносят их (“сделайте мне вот так” или же конкретный образец), иногда она сама рисует их и предлагает на утверждение заказчика.

Фантазия у людей бывает очень разная. Кто-то предпочитает классицизм, изящные формы и мягкие обводы, ЮВЕЛИРНАЯ ИСТОРИЯкто-то, напротив, что-то ультрасовременное, резкое, угловатое. Одна девушка, например, не так давно заказывала серебряный кулон, сделанный в стиле немецкой группы “Rammstein”, а другая просила сделать кольцо из сплетенных букв своего имени — Наташа. Их пожелания были выполнены, клиенты остались довольны работой.

Еще Юля может мастерски делать различные изделия — те же серьги, кулоны — в технике перегородчатой эмали. Процесс этот трудоемкий, технологически сложный, но в мастерской, где мы были, для него нет соответствующего оборудования, например, специальных печей. Мы смогли посмотреть лишь на конечный результат — и он нас впечатлил. Сама Юля, к слову, носит эмалевые серьги собственного изготовления, и они, надо признать, ей очень идут.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"