ВСЕ В СУД

15 марта 2010 4166

Так считает Главный санитарный врач России

Стою на днях в магазине, разглядываю витрину с колбасными изделиями, решаю, что купить. Рядом примеривается к покупке мужчина в годах. Вдруг тяжко вздыхает: "Нет, по телевизору говорили, что в Сергиев Посад какое-то подозрительно дешевое мясо поступало. Не буду покупать". После его ухода еще немного вожу взглядом по сосискам и... тоже ухожу. Что там в них, неизвестно. Зато известно, что недавно отменили обязательную сертификацию продуктов.

ВСЕ В СУД

Яйцо куриное, отборное

Мы, конечно, и прежде не спрашивали у продавца перед каждой покупкой эту загадочную бумажку — сертификат качества. Но в глубине души надеялись, что это делают те, кому положено по долгу службы. А что теперь? Нам будут втюхивать все что ни попадя?

Печальная хроника февраля. Вначале домашний кот Прохор отказался от колбасы. Он и раньше ел только качественную и соответственно не самую дешевую, но вдруг в какое-то время та, что подороже, с прилавков магазинов исчезла. Видимо, резко снизилась покупательная способность населения. Но Проша о мировом кризисе не знал, тем более был равнодушен к падению оборотов мясокомбинатов. Не ест, лохматый, предложенный товар и все.

Потом один из наиболее респектабельных магазинов Сергиева Посада продал мне в пластиковой упаковке десяток яиц, из которых ровно половина была битые, но при этом аккуратно уложены разбитой частью вниз. Надпись на упаковке оптимистично сообщала: "Яйцо куриное отборное", рядом приветливо улыбался то ли цыпленок, то ли яйцо. Короче, подвоха я не почувствовала, разочарование наступило только дома, пять яиц пошли в помойку.

Туда же отправились 300 г свиной поджарки с душком и помидор, который тоже кем-то был аккуратно положен в подсобке магазина на дно упаковки вниз сгнившей частью. Кроме того, постоянно раздражало, что срок годности молочных продуктов в этом магазине часто вот-вот заканчивался, а срок изготовления датировался предыдущим месяцем.

Решив сменить магазин, через пару дней я отоварилась в другом, на Вокзальной площади. Торт был хорош, но колбаса, хоть была известной фирмы, по высокой цене (что должно было бы гарантировать качество) и красиво выглядела, но... Но и ее постигла печальная участь: на другой день в присутствии свидетелей приличный с виду кусок без сожаления был выброшен по причине тухлого запаха.

И тут стало ясно: нас, покупателей, обложили со всех сторон.

Конечно, представителей торговли жалко: кризис, спрос падает, они несут убытки и, видимо, вынуждены искать, по известному выражению бывшего олигарха, "пути оптимизации". Но себя все равно жальче.

Будет как в Европе?

Считалось, что потребителя от недобросовестного производителя и продавца защищают государственные структуры. А еще много лет нас учили: спрашивайте сертификаты качества на продукцию. Имелось в виду, что эти бумажки с печатями что-то гарантируют.

Кто из нас их спрашивал? Хоть раз? Лично я даже не знаю, как эта бумажка выглядит. Признаемся: в душе мы не верили ни в их подлинность, ни в то, что нам вообще их будут каждый раз предъявлять.

Как в воду смотрели! Теперь, после отмены с 15 февраля системы обязательной сертификации ряда продуктов питания, косметики и алкоголя, нам объясняют: ничего, мол, эти сертификаты не гарантировали, легко получались за взятки, и вообще вся Европа работает без них. К тому же, как сообщил директор Ростеста, одним из поводов для отмены обязательной сертификации продуктов питания послужило огромное количество фиктивных сертификационных контор, которые работают с несуществующими лабораториями. Ну, примерно это мы и подозревали.

Отныне вместо обязательной сертификации качества продукции будет ее добровольное декларирование. Большинство экспертов сходятся во мнении, что это не ухудшит качество продуктов. Потому что, говорят, хуже уже некуда. Нужно, говорят, быть реалистом и понимать, что рынок и так завален третьесортной продукцией.

Но некоторые предполагают, что будет еще хуже. Так, директор Российского института потребительских испытаний И. Виноградова считает: "Сейчас наш рынок можно сравнить с уровнем начала 90-х годов, когда он захлебывался подделкой. Недобросовестные производители, и без того в огромном количестве присутствующие на рынке, получили еще больший стимул для производства некачественной продукции".

С 2003 года привычные в советское время ГОСТы должны были заменяться техническими регламентами. Поработали на славу: вместо десяти тысяч ГОСТов к настоящему моменту приняты всего семь (!) регламентов. На продукты обещали тридцать, принято три, но и они не работают. Недавно озвучили, что проверка показала: в "вологодском масле" всего 50 процентов животного жира. То есть это вообще не масло. Еще нам обещали честно писать на пакетах "молочный напиток", если там не натуральное молоко. Но оказалось, что не разработана научная методика лабораторной экспертизы отличия молока натурального от порошкового, и любой лабораторный тест легко опровергается в суде. Еще нам обещали сообщать на упаковке о том, что сок — это не сок, а разведенный в воде концентрат. Возможно, и сообщают, но делают это таким мелким шрифтом, что без лупы прочесть невозможно.

Считается, что переход от сертификации к декларированию повысит ответственность производителя. Почему, непонятно. Допустим, он сам заявит, что его колбаса вся из мяса. Кто это будет проверять? Но даже если и проверит, наличие или отсутствие заявленного качества продукта, по задумке наших законодателей, должен определить суд.

Заведите животное и ешьте спокойно

Обещают резко повысить штрафы за выпуск и продажу некачественной продукции. Но для этого надо написать жалобу в тот же Роспотребнадзор. А мы не привыкли связываться с любым волокитным делом. Обычно просто выбрасываем неудачную покупку. Самое большее, на что способны, так это попытаться вернуть прокисшее молоко или тухлую селедку в магазины. А надо нести в территориальный отдел Роспотребнадзора. В Сергиевом Посаде он находится на Хотьковском проезде, д. 18.

Подведем итоги. У производителей и продавцов экономические трудности. В последнее время они не могут, как всегда это делали, задирать цены. К их разочарованию, кризис коснулся и покупателей: одни стали считать деньги и отказываться от дорогих, при этом часто вредных для здоровья продуктов, другие вообще потеряли работу и перешли на картошку с макаронами. Раз нельзя бесконечно повышать цены, стали снижать качество продукции — только слепой это не заметил. И на этом фоне мы даже не можем спросить с них сертификат качества: его отменили.

И что делать в этих непростых условиях? Главный санитарный врач Г. Онищенко говорит, что нужно создавать цивилизованный бизнес и принимать общие правила игры, чтобы все работали в равных условиях. Но на это уйдут годы и годы! А травят нас уже сейчас.

Лично я все мясное-рыбно-молочное отдаю на экспертизу. Благо эксперт у меня независимый, взяток не берет, нюх имеет отменный. Недавно колбаса при жарке потеряла две трети объема (что-то из нее вытекло при нагреве), но кот Проша съел — и мы позавтракали. А накануне от курицы усатый эксперт отказался — так теперь он на солнышке брюхо греет, в то время как остальные члены семейства таблетки глотают.

Справка

Как сообщили СМИ, в Москве пресечена деятельность нескольких коммерческих фирм, сотрудники которых подозреваются в контрабанде мяса из Европы и Латинской Америки. Ущерб от их деятельности исчисляется миллиардами рублей. В ходе следствия установлено, что товар поставлялся по поддельным документам через таможни Наро-Фоминска и Сергиева Посада. С каждой автомашины с мясом, по прикидкам, бизнесмены "экономили" от 200 до 500 тысяч рублей. Схема не давала сбоя на протяжении четырех лет.

Но, как утверждают оперативники, сообщает новостная программа "Вести-Москва", даже на первый взгляд было понятно, что качество мяса невысокое: мясо не раз размораживали и замораживали, упаковка повреждена. Пока уголовное дело возбуждено по статье "контрабанда".

Комментарии

ВСЕ В СУДГеннадий Онищенко, Главный санитарный врач России (НТВ, "Поздний разговор"):

— Сертификаты соответствия никакого отношения к качеству не имеют. Это хорошо налаженный бизнес, когда ответственность бизнеса носит символический характер, штрафы символические, когда есть возможность откупиться от государства.

Что касается молочного напитка, это не плохо, просто это другой продукт. Сок из концентратов — это тоже просто продукт другого уровня.

Подавляющее большинство населения текст на этикетках не читает. Это проблема покупателя. Люди вышли из советского прошлого, когда процветал оголтелый инфантилизм. Дело государства — воспитать агрессивного потребителя. Пострадавшие должны обращаться в суды. Достаточно одного прецедента, чтобы кто-то выплатил пострадавшему миллион, и дело пойдет.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"