КРЕДИТНЫЙ ПОДВОХ

24 марта 2010 2892

КРЕДИТНЫЙ ПОДВОХПостепенно и у нас все больше укореняется привычка жить в долг — как в любой развитой стране, где не копят годами на машину и всю жизнь — на покупку квартиры, а берут потребительские кредиты.

Однако грамотно обращаться с финансами умеют далеко не все, чем пользуются банки. Заманчивые предложения с низкими процентами по кредиту или, напротив, высокие ставки по вкладам действуют магнетически, заставляя доверчивых граждан подписывать с недобросовестными кредитными учреждениями договоры, не особенно вчитываясь в текст. В итоге проблема приобрела такой масштаб, что в этом году основной темой Всемирного дня защиты прав потребителей стало обеспечение прав именно в сфере финансовых услуг.

Территориальные органы управления Роспотребнадзора по Московской области в прошлом году проверили ряд банков, их филиалов и дополнительных офисов на соблюдение требований Закона "О защите прав потребителей" при пре-

доставлении кредитов. Контролеры посетили 22 филиала одиннадцати банков, зарегистрированных на территории Московской области: ОАО КБ "СОЦГОРБАНК", ЗАО "Газэнерго-промбанк", ЗАО "Промсбербанк", ЗАО АКБ "Хованский", ООО "Сергиево-Посадский коммерческий банк", ОАО Муниципальный коммерческий банк "ДОМ-БАНК", ООО КБ "АГРОПРОМКРЕДИТ", ООО КБ "Богородский муниципальный банк", ЗАО АКБ "Московский залоговый банк", ОАО "Акционерный Банк "Пушкино", ЗАО "ВТБ 24". В результате, как сообщает управление Роспотребнадзора, "нарушения действующего законодательства были установлены в 22 объектах вышеуказанных банков".

Что же это за нарушения?

На некоторые из них клиент банка при подписании договора и внимания не обратит. И только при возникновении спора с банком вдруг узнает, что обратиться в суд он может только по месту нахождения кредитной организации; что в договоре указана недостоверная информация (или ее вообще нет) о фирменных наименованиях организаций, местах их нахождения (адресах), об адресах кредитных организаций и местах подписания договоров на приобретение транспортных средств и нецелевого кредита. Нам и в голову не придет, что это имеет значение, зато банки знают, где можно соломку себе подстелить.

Проверки выявили, что некоторые банки включают в структуру платежей по кредиту выплаты, не относящиеся к плате за кредит; вводят в заблуждение заемщиков относительно полных выплат по кредиту; обусловливают приобретение одних услуг другими (например, включают в стоимость типового договора о кредитовании обязательное страхование жизни и потери трудоспособности, а также страхование имущества от утраты и потери заемщиком прав на имущество); обусловливают предоставление кредита обязательным заключением договора страхования в одной из аккредитованных банком страховых компаний и так далее.

Кроме того, некоторые банки практикуют введение в условия кредитных договоров ограничений возможности досрочного погашения кредитов (указание моратория на досрочное погашение кредита на шесть месяцев, а также взимание штрафа за досрочное погашение до истечения моратория).

Еще одно из нарушений прав потребителей — включение в договор права кредитора "в одностороннем порядке изменять размер процентов в случае изменения ставки рефинансирования Банка России... без оформления дополнительного соглашения". Этим грешил один из проверенных банков.

Если мы читаем в договоре кредитования, что заемщик считается просрочившим исполнение своих обязательств в случае, если в день, определенный договором как день исполнения соответствующего обязательства, причитающиеся банку денежные средства не поступили на корреспондентский счет банка, это тоже противозаконно. День уплаты — это день, когда мы заплатили, а не когда деньги поступили на какой-то счет. И это обсуждению не подлежит!

По результатам расследований возбуждено девять дел об административных правонарушениях. Кроме того, было дано три заключения в суды по делам в сфере финансовой деятельности. Кроме того, после проверок многие нарушения банками были устранены.

Специалисты территориального отдела управления Роспотребнадзора проводят еженедельные бесплатные консультации по всем вопросам защиты прав потребителей. Для этого в каждом муниципальном образовании организованы приемные дни. Для жителей Сергиево-Посадского района приемный день — четверг с 10 до 17 часов по адресу: Сергиев Посад, Хотьковский пр-д, 18.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"