УКРОЩЕНИЕ АТОМА

05 апреля 2010 2845

«Радон» — страницы истории (1964-1967)

В 2010 году сотрудники МосНПО «Радон» собираются отметить пятидесятилетний юбилей своего предприятия.

Наша газета уже рассказывала о том, как полвека назад геологи нашли идеальную по структуре площадку, как в дремучих загорских лесах вырубались кусты и деревья под будущий полигон, как первые строители в тяжелейших условиях возводили здания и хранилища для радиоактивных отходов, как формировался боеспособный коллектив во главе с директором Игорем Андреевичем Соболевым, разрабатывались уникальные технологии и методы, решались вопросы обеспечения безопасности персонала и населения («Вперёд» №81 от 28 октября 2009 г. и №4 от 23 января 2010 г.). Сегодня мы продолжаем публикацию материалов о становлении и развитии предприятия.

УКРОЩЕНИЕ АТОМА

Первый рейс спецавтомобилей за радиоактивными отходами (РАО) состоялся 27 января 1961 года. К тому времени были возведены специальные гидроизолированные хранилища, в которых и размещали РАО. Сложность момента заключалась в том, что «Радон» был первым спецкомбинатом в СССР, а значит, отработанных технологий локализации РАО в то время не было. И технологам предприятия пришлось стать первопроходцами, практически с нулевой отметки разрабатывать способы, методы, регламенты и технологии на всех стадиях обращения с радиоактивными материалами.

Буквально с колес внедрили метод цементирования твердых и жидких РАО. Когда раствор застывал, получался прочный бетонный монолит, обеспечивающий безопасное хранение отходов. Но метод имел и свои недостатки, а потому наука обращения с РАО требовала свежих решений и идей.

К середине шестидесятых годов удалось выстроить полноценную инфраструктуру, достаточную для обеспечения работ на начальном этапе. Но для развития предприятия не хватало сооружений, способных вместить новые технологические установки и крупногабаритное обору- дование.

А потому в 1964 году было принято решение о начале строительства главного технологического корпуса (ГТК). Впоследствии именно в ГТК были разработаны, сконструированы, апробированы и введены в промышленную эксплуатацию различные установки для переработки РАО с целью их перевода в состояние, обеспечивающее длительное безо-пасное хранение.

УКРОЩЕНИЕ АТОМА

Важной вехой в истории предприятия стало образование «лабораторного» цеха, впоследствии получившего номер «четыре», в результате слияния радиохимической лаборатории транспортного подразделения (цех №1) с радиометрической лабораторией цеха переработки РАО (цех №2).

Начальником цеха стал Юрий Михайлович Баженов, молодой инициативный геофизик с опытом работы на рудниках Венгрии и Казахстана. Его заместителем была Надежда Васильевна Полухина — геофизик, занимавшаяся радиометрией на урановых шахтах в Чехословакии.

Создание «лабораторного» цеха позволило объединить усилия имевшихся специалистов, наладить единообразие в методике измерения радиации, отработать с помощью московских коллег современные методы отбора проб, наладить статистику и учет. Но начинать работы пришлось в условиях нехватки необходимого оборудования, специалистов, методик…

До 1964 года в лабораториях «Радона» применялись элементарные методы количественного химического анализа: определяли солесодержание растворов весовым методом, объемный метод использовали для определения некоторых компонентов, рН-кислотность, щелочность или нейтральность воды измеряли индикаторной бумажкой. Из радиометрической аппаратуры были только бета-радиометры, на которых проводились измерения активности по суммарному излучению.

В 1964 году общими усилиями удалось значительно улучшить аппаратурное оснащение цеха №4.

С первых дней образования цеха в нем добросовестно трудились инженеры Римма Григорьевна Лукьянова, Валентина Михайловна Максимова, Анна Ивановна Пряхина, Ангелина Георгиевна Назарюк, лаборанты Зинаида Алексеевна Кукушкина, Вера Максимовна Левина, Надежда Серафимовна Пономарева, Татьяна Михайловна Седова…

УКРОЩЕНИЕ АТОМА

Из других крупных работ удалось осуществить пуск в эксплуатацию очистных сооружений и завершить строительство четвертого блока хранилища для твердых РАО объемом в 4 500 куб. метров.

На предприятии был создан технический совет под председательством директора предприятия. И впервые информация о «Радоне» вышла на внешнюю орбиту — на конференцию СЭВ был представлен доклад И. А. Соболева и Л. М. Хомчика «Опыт работы предприятия по централизованному удалению и обезвреживанию радиоактивных отходов».

В этот же период усиленное внимание уделялось становлению и развитию дозиметрической службы предприятия. На основе существовавшего небольшого отделения радиационной безопасности был создан цех №3. Начальником цеха стал Анатолий Степанович Назарюк, до того работавший на урановых рудниках в Германии. Заместителем — Борис Николаевич Полухин.

«Кадры» готовили из местных жителей и молодых специалистов-выпускников технических вузов. Именно тогда в цех №3 пришли на работу Людмила Михайловна Проказова, Вера Федоровна Баженова, Дмитрий Федорович Марковский, Михаил Иванович Александров, Николай Васильевич Константинов, Борис Петрович Сычев, Александра Александровна Кузьмина…

Совместными усилиями был внедрен индивидуальный дозиметрический контроль, обеспечивающий бе-зопасность персонала на всех стадиях работ с радиоактивными материалами. Приобрели и дополнительное оборудование для регистрации различных ионизирующих излучений. Большое внимание уделялось охране природы в регионе расположения предприятия.

В 1966 году продолжались строительные работы по возведению одного из основных объектов предприятия — Главного технологического корпуса (ГТК).

Из других значительных событий года следует отметить завершение строительства здания КИПиА (контрольно-измерительные приборы и аппаратура) и помещения для эталонирования дозиметрической аппаратуры. Здание это возводили строители под руководством мастера Виктора Александровича Балаева, фронтовика, участника Великой Отечественной войны. Начальником участка КИПиА цеха № 3 стал Д. Ф. Марковский.

Для справки уточним, что эталонировочная — это специализированная лаборатория, в которой производится поверка и калибровка средств измерения (СИ) ионизирующих излучений. А калибровка СИ — это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению СИ, не подлежащих государственному метрологическому контролю.

УКРОЩЕНИЕ АТОМА

Иными словами, введение в эксплуатацию эталонировочной позволило наладить поверку и ремонт дозиметров, радиометров, счетчиков, сигнализаторов и других приборов, с помощью которых измеряется радиация и обеспечивается радиационная безопасность.

С целью экономии полезного объема хранилищ, которые во все времена представляли собой весьма дорогостоящие сооружения, в 1967 году сотрудники предприятия начали проводить исследования технологии битумирования радиоактивных отходов на полупромышленных установках. При определенных недостатках метод битумирования имел ряд неоспоримых преимуществ — простота оборудования, высокая химическая стойкость к воздействию на конечный продукт грунтовых вод, сокращение объема РАО…

Одновременно большое внимание уделялось совершенствованию процесса дезактивации транспортных средств и оборудования. Дело в том, что в процессе перевозки РАО спецавтомобили загрязнялись радиоактивными веществами вследствие несовершенства тары, погрузочных механизмов, шлюзовых устройств, квалификации отправителей и пр.

В «Радоне» дезактивация транспорта, перевозящего РАО, проводилась тогда в специальном моечном отделении, разделенном легкой шторкой из пластика на два отсека.

В первом производился радиационный контроль и дезактивация спецмашин, оборудования, инструментов, спецодежды… Во втором проводилась сушка машин. Обмывочные воды, загрязненные радиоактивными веществами, собирались в спецканализацию.

Отделением тогда руководил Виктор Александрович Соловьев. Аппаратчиками в зной и холод, и на пронизывающем из-за распахнутых ворот сквозняке трудились будущие ветераны «Радона» Нина Попова, Лидия Васильева, Ольга Двойникова, Алевтина Выборнова, Валентина Суханова…

Именно благодаря их самоотверженному труду, спецавтомобили выезжали на московские трассы абсолютно чистые с радиологической точки зрения.

Сергей ШМЕЛЕВ

Газета "Вперед"