Заметки краеведа

15 января 2011 2523

…Это случилось несколько лет назад. В краеведческом отделе музея-заповедника как-то вспоминали «старую гвардию» краеведения — «вперёдовских» внештатников 1960 — 1970-х годов, активно писавших на темы истории «малой родины». В. Жданов, А. Одинцов, Ю. Самсонов, В. Максимов. И тут произошло то, о чем обычно говорят: «Не дай бог такое в книжке написать, не поверят». В кабинет вошел пожилой интеллигентный мужчина с увесистой папкой. И представился: «Юрий Васильевич Самсонов!»

Такое бывает только в жизни! Только что говорили: а вот бы его увидеть, а он тут как тут! Наверное, натура у Юрия Васильевича такая — быть на месте как раз тогда, когда это надо. Потому что по профессии он ученый-геолог, объездил весь Советский Союз да еще полмира в придачу. А по призванию — журналист.

Среди привезенных в тот день краеведческих реликвий было и письмо на бланке газеты «Вперёд», адресованное внештатнику Самсонову. Мол, столько лет пишете, а ни разу не показались! Хотим, мол, вживую увидеть! Сейчас это послание хранится среди всяких «вперёдовских» реликвий. Хочу уточнить: стаж Юрия Васильевича в «районке» исчисляется с 1956 года, когда была опубликована его первая заметка — про огромную лужу, стоявшую на вокзальной площади.

Материалы про М. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, и конечно же, про С. Есенина. Есенинская тема — особая для разговора, для Юрия Васильевича почти личная. Его отец учился с поэтом в учительской семинарии, а потом служил в Императорском санитарном поезде. Самсонов в «есенинском» цикле вышел на воспоминания, указывающие о пребывании поэта в нашем городе.

А потом в публикациях был многолетний перерыв. Потому что автор находился в спецкомандировке — преподавал в Кабульском политехническом институте, в Афганистане. С волнением и болью рассказывал он о взращенных им специалистах, оставшихся в совершенно неприемлемых условиях воцарившегося в стране клерикального режима…

Краеведение для Юрия Васильевича — это не только публикации, оно составляет суть его жизни. В родном селе Иудине с группой единомышленников он помогал священнику о. Владимиру Янгичеру возрождать храм. Почти детективной была рассказанная им история о поисках «закладной доски» двухсотлетней давности с именами первых пожертвователей. Совместно с краеведческим клубом «Хронос» и краеведческим отделом музея собрал материал о жителях прихода, погибших в годы войны. Результат — мемориальная доска памяти. Мечтал Юрий Васильевич даже о сельском краеведческом музее.

А еще две тоненькие книжки стихов, наполненных романтикой далеких 60-х с их музой дальних странствий, таежных костров, первой любви. Да, такое бывает только в жизни!

В канун 2011 года Юрий Васильевич прислал краеведам новые материалы и фотографии, поделился своими новыми замыслами и, конечно, поставил новые вопросы.

Александр ЛУНЕВСКИЙ