“Сергиев! Сергиев!"

02 ноября 2011 2357

К новым праздникам мы привыкаем медленно. Уж больно силен в нас стереотип "народного ликования". Чтобы оркестры и речи. И чтобы все было ясно и понятно. А может быть, доросли мы и до такого праздника, смыслом которого становится присесть, как перед дальней дорогой, и подумать?

“Сергиев! Сергиев!`

К таким праздникам можно отнести День согласия и примирения. Это совсем не означает, что 4 ноября на один день мы все примиряемся и со всем соглашаемся. "Примирение", "Согласие" — это те понятия, которые вырабатываются трудно, может быть, даже мучительно, как всякое взросление общества и индивида. Когда ты начинаешь вдруг осознавать какие-то иные, более высокие ценности, понимать, что миром правит не сиюминутность, а опыт многих поколений, опыт Истории.

Нам повезло. Потому что корни Дня согласия и примирения во многом растут из нашей земли. Вспомним, что сама дата привязана к очень конкретному событию: 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освободило Москву от отрядов польско-литовских интервентов. За этим последовало избрание на царство Михаила Романова, Деулинское перемирие (подписанное в деревянной церкви нашего Деулина) и выход страны из сложнейшего социально-политического кризиса, именуемого историками "Смутой".

Практически все европейские государства на определенном периоде развития проходили свои "смуты" (а иные и по нескольку раз). Столетняя война во Франции, Тридцатилетняя — в Германии, "шведский потоп" в Польше. Когда под сомнение ставилась не только политическая независимость государства, но и судьба самого этноса. И везде наступал момент, когда общество уже не могло пребывать в состоянии хаоса, но остановить процесс распада могло только чудо. Какое-то потрясение, акт общечеловеческого и нравственного (он намного труднее!) героизма. В России этим актом сделалась оборона Троице-Сергиева монастыря.

Сегодня разве что историки навскидку смогут назвать воевод, руководивших обороной монастыря. Образ его защитников запечатлен в именах двух клементьевских крестьян, Шилова и Слоты, ценой собственной жизни уничтоживших сложнейшее саперное сооружение осаждавших — подкоп под Красную (Пятницкую) башню. Много лет спустя, 5 ноября 1941 года, их вспомнит замечательный журналист-"вперёдовец" Петр Вечора: "И вот идут красноармейцы, бойцы трудфронтовцы — внуки Шилова и Слоты!" Думали ли про слова "примирение" и "согласие" между собой рядовые защитники Троицы? Думали ли про это защитники Москвы в октябре-ноябре 1941 года? Скорее всего, они просто ощущали необходимость всего этого как единственного средства выстоять, сохранить жизнь своих близких, своей земли.

Осенью 1612 года во время уличных боев Второго ополчения Минина и Пожарского с армией гетмана Ходкевича казаки Трубецкого, долгое время сохранявшие "вооруженный нейтралитет", атаковали кавалерию противника с боевым кличем "Сергиев! Сергиев!", означавшим их преданность Преподобному. Через 300 лет, 16 октября 1941 года, имя Преподобного Сергия прозвучало в радиовыступлении художника Михаила Васильевича Нестерова: "Более пятисот лет тому назад явился восторженный отрок, затем юноша, а позднее мудрый старец. Его знала земля московская от князя Дмитрия Донского до последнего крестьянина, верила ему — то был Сергий Радонежский. Куликовское побоище решило судьбу Москвы, а с ней и народа московского... Наступило лихолетье. Явились Прокопий Ляпунов, князь Пожарский, гражданин Минин.... Впереди грезятся мне события, и они будут светозарными, победными. Да будет так!" Биограф художника, замечательный писатель Сергей Дурылин пишет про это выступление: "Эти высокопатриотические строки, как ничто другое, помогают познать и понять, что вкладывал Нестеров в свое искусство, в свое излюбленное "Сказание о Сергии Радонежском", — не мистическое умиление безвольным отшельником, а горячую любовь-благодарность к верному сыну русского народа, благословлявшему его на борьбу с лютым врагом Руси".

Вспомним: купец Козьма Минин свой призыв к землякам-нижегородцам подкрепляет виденным им сном, в котором явился ему преподобный Сергий! И вот уже идет ополчение по старой Александровской дороге, получает благословение у Троицы от архимандрита Дионисия, автора пламенных патриотических воззваний к народу русскому.

Столетия спустя, в 1941 году, по старой Александровской дороге уходили на фронт бойцы сформированных в городе воинских частей, а в декабре удар по врагу нанесла Первая Ударная армия, пунктом отсчета боевого пути которой стал наш город. А ведь как хотели нацисты сыграть на самом святом, что есть у человека! Над городом неоднократно разбрасывались листовки с призывами: вместе с германской армией отомстить большевикам за раскулачивание, за поруганные храмы, за Соловки... Не прошло. Не поверили наши земляки "освободителям", хотя все знали, все изведали и всего хлебнули.

Да, случилось так, что понятие "единение и согласие" у нас тяготеет к формулировке "день воинской славы". Наверное, в "минуты роковые" это проявляется нагляднее, зримее. В текущей жизни все труднее и незаметнее. То заботы захлестывают, то фанфары уши глушат. Нет-нет, да и бросишь: а с кем примиряться-то? А с кем соглашаться-то? Значит, нужно спокойно поглядеть вокруг. Спокойно осознать — со своей землей. Со своим народом. Со своей историей. Со своей совестью. В этом смысле день согласия и примирения может стать личным праздником каждого из нас.

Алексей СЕДОВ,
газета "Вперед"