ЛУЧШАЯ МАТРЕШКА НАТАЛЬИ ВОРОНИНОЙ

19 июня 2006 4359

ЛУЧШАЯ МАТРЕШКА НАТАЛЬИ ВОРОНИНОЙ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Наталья Воронина - коренная жительница Сергиева Посада. Отсюда родом ее родители, а корнями семья уходит в городское мещанское сословие. Декоративным искусством увлекалась с детства и получила творческое благословение в профессию от сергиевопосадских художников Савелия Кочурина, Валерия Секрета, Ивана Харченко и Анатолия Гуркина. Художница, по ее собственному выражению, является хранительницей теперь уже редкой местной декоративной техники росписи по обжигу. За серию таких работ в этом году принята в члены Союза художников России.

В прошлом году приняла участие в издании детской книжки в Америке. Писательница Гэйл Боуски выбрала для своей сказки "Как русская снегурочка помогала Санта Клаусу" рисунки Натальи. Книжка попала в прошлом году в американскую десятку лучших изданий для детей.

Задумчиво-мечтательные лики, слегка склоненные русые головки и словно светящаяся под акварелью липа - матрешки сергиевопосадской художницы Натальи Ворониной не спутаешь ни с какими другими. За расписную матрону из посадских мещан этой весной Воронину приняли в Союз художников России. Первыми Наталью поздравили ее дети - профессиональные художники Маша, Сергей и Катя Воронины. Если присмотреться, лица дочек и сына легко узнать в миниатюрах Натальи Николаевны. Она и не скрывает, что эта троица - самое лучшее ее "произведение".

СЕМЕЙНЫЙ ПРИЮТ ХУДОЖНИКОВ

Всегда замечала, что дом художников - это самостоятельное произведение искусства. А когда в нем живет сразу несколько живописцев, знакомиться надо и с хозяевами, и с общей мастерской. Мы просили Наталью пригласить для встречи свою "творческую молодежь", хотя не очень рассчитывали на положительный результат. Непросто нынче собрать двадцатилетних, тем более что у всех Ворониных сейчас студенческие сессии. У старшей Маши, будущего дизайнера одежды, экзамены на втором курсе Московского текстильного университета им. Косыгина, Сергей сдает сессию на факультете дизайна МГОПУ им. Шолохова, Катя через год заканчивает Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. Васнецова. И тем не менее все остальные, кроме Марии, собрались. Наталья Николаевна - безусловный ректор домашней художественной академии.

Художественная биография маленького домика на бывшей Дворянской улице началась еще до того, как здесь поселились Воронины. Раньше его снимали под общежитие и студию студенты сергиевопосадского техникума игрушки. В "Конторе", как называли завсегдатаи свою мастерскую, часто бывала во время учебы в техникуме и Наталья. И когда пришло время подумать о собственном доме, она вспомнила об этом очаровательном студенческом приюте.

Домик, когда он достался Ворониным, был сильно потрепан. Чтобы "растопить" здесь домашний очаг, пришлось положить немало трудов. Но Наталья говорит, что не променяет эти тесноватые деревянные палаты ни на какие квартиры и дома. Счастливые оказались стены: похоже, все, кто переступает этот порог, становятся художниками.

ОДУШЕВЛЕННАЯ МЕБЕЛЬ

Передвигаться по дому Ворониных нужно очень внимательно. Вначале кажется, что мебель тут живет своей собственной жизнью, но на самом деле весь этот парад шкафов - сложный компромисс между творческими обитателями. Вот здесь, в "матером" платяном шкапу - кипы Машиных эскизов.

Пару ступенек вверх и направо - крошечная светелка Сергея. Недаром он считает, что был в прошлой жизни одуванчиком - ему для вдохновения нужен ясный полдень и море цветов. Еще несколько шагов, и за великолепной резной трехстворчатой ширмой, доставшейся Наталье по наследству от предков - потомственных посадских мещан, апартаменты Кати, младшей в семейной артели художников. Как и полагается, здесь живописный беспорядок, а работать волевая Катя может в любое время суток.

Огибаем еще один буфет - и в перекрестье солнечных струй из двух окон видим в уголке круглый верстачок самой Натальи, которой лучше всего работается утром. "Не отдам никому свою мастерскую", - говорит хозяйка и предлагает полюбоваться видом из окон на убегающую вниз улицу старого городского квартала. Наталья не скрывает, что испытывает нежность к "мещанским" мотивам. И получается это у нее так искренне, что, пожалуй, даже поклонник авангарда, пообщавшись с художницей, восхитился бы вместе с ней лоскутным нарядом посадской Матроны.

ХАРАКТЕР СЛИШКОМ МЯГКИЙ?

Так говорит о своей маме и наставнице рассудительная и строгая в оценках Катя, правда, без вопросительной интонации. Однако же у "слишком мягкой" Натальи хватило дерзости нарушить в свое время профессиональные устои семьи. Оба ее родителя - "технари", а дочка вдруг увлеклась живописью.

Однажды она пришла в изостудию Дома пионеров. Здесь она нашла то, что искала, - бескрайнее поле для фантазий. Наталья и сегодня влюблена в декоративное искусство. Может часами как книгу "читать" роспись на потемневшей за сто лет матрешке. Она и нам предлагает восхититься тем, как уверенно владел кистью неизвестный посадский художник: каждую складочку на шали и юбках искусно заложил. Подмечает, что лик у матроны выписан, как на иконе. И в руках у домовитой хозяйки, шутит художница, "не какой-нибудь петух, а то, что надо, - поросеночек".

Сама Наталья считает, что была в молодости амбициозной и даже тщеславной. Например, рискнула поступать в Московское художественное училище 1905 года. И получила от судьбы очень болезненный щелчок: все дисциплины по специальности сдала прилично, а на сочинении "срезалась". Но не сдалась и тем же летом поступила в техникум игрушки. По словам Натальи, техникум дал ей очень много, и все же осталось ощущение, что художественного образования она "не добрала", поэтому до сих пор при каждом удобном случае берет уроки у мастеров.

ИСТОРИЯ ПОЧТИ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Был у Натальи период настоящего испытания на верность своему художественному выбору. Житейские проблемы "взяли за горло", и пришлось ей, незадолго до родов, искать работу. В результате она несколько лет выжигала и расписывала игрушки, по собственному выражению, "мешками за гроши". "В 91-м я уже стояла на Красногорской площади с тремя детьми, сама продавала свои матрешки на местном вернисаже, - рассказывает Наталья. - Не знаю, что с нами было бы, если б не Мэй-Брит..."

Мэй-Брит - это ее норвежская подруга, она же меценат. Познакомились они десять лет назад здесь же, на Красногорке. Супруга зарубежного бизнесмена несколько лет прожила в Москве и в один из приездов в Лавру по привычке обходила коробейников у монастырской стены в поисках сувениров. Грустных матрешек Натальи она выделила сразу. После знакомства предложила художнице заказ на штучные, изысканные игрушки. Норвежские гонорары тогда очень поддержали большую семью.

МАМА - ЛУЧШЕ ВСЕХ

Десяток почти отвесных ступенек вниз (как корабельный трап!) - это столовая и гостиная Ворониных. Здесь мы пьем чай из одуванчиков, приготовленный Натальей, и говорим о том, как это у нее сочетается: рисковая профессия свободного художника и материнские заботы. Причем Наталья - мама по-хорошему фанатичная и независимая. Все ее отпрыски уже превзошли свою первую наставницу в образовании. Кстати, Катя вначале рисовать не хотела и увлекалась танцами, но потом сознательно выбрала Абрамцевское училище.

Чтобы избавить своих отпрысков от стресса, который самой пришлось испытать при поступлении в вуз, она водила каждого из детей в мастерскую заслуженного художника России Дмитрия Воронцова. Летом он живет в районе и уроки дает далеко не всем, но за обучение молодежи брал с настойчивой Ворониной чисто символическую плату. Наталья называет Воронцова духовным отцом семьи. А Катя вспоминает, что лучшей похвалой сурового наставника было: "Я, может быть, еще поставлю тебе двойку!" Глядя на собственные работы под началом мастера, молодые художники говорят, что "теперь всегда знают, где не добирают обучения". Похоже, страсть к образованию - это у них семейное.

Наталья уже несколько лет преподает в детской художественной школе поселка Ферма. Говорит, занимается этим не ради заработка. Зачем ей это? "Чтобы прикоснуться к чуду, - отвечает Наталья. - Приходит к тебе в изостудию семилетний малыш, и ты вдруг понимаешь, что это будущий художник! Разве не волшебство?"

Напоследок задаю Ворониным "провокационный" вопрос: кто в их семейном художественном рейтинге лучший? Молодежь переглядывается, и Сергей оглашает профессиональный "вердикт":

- Мама, конечно!

И поясняет: "Никто из нас книг еще не иллюстрировал".

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"