КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕСТНИК: ФЕДОР ЧИЖОВ

05 сентября 2006 4106

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕСТНИК: ФЕДОР ЧИЖОВ Комфортабельный поезд "Федор Чижов" регулярно курсирует от Сергиева Посада до Москвы. Если же спросить кого-то из пассажиров о личности человека, чьим именем назван состав, то большинство затруднится с ответом.

Математик и искусствовед

Между тем он был влиятельной фигурой в культурной жизни России середины XIX века. По образованию - математик, по призванию - предприниматель. Был широко известен как компаньон по железнодорожному строительству Ивана Федоровича Мамонтова, а после его смерти - как наставник его сына Саввы, который называл своего старшего друга "великим учителем".

Родился Федор Васильевич Чижов в 1811 году в Костроме в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Успешно занимался точными науками. Был оставлен работать преподавателем. Читал лекции, занимался переводами (в совершенстве владел английским), писал статьи и книги.

И все же в той жизни его что-то не устраивало, поэтому неожиданно для всех он круто ее изменил. Уехал в Италию, где изучал живопись средневековья и эпохи Возрождения, работал в архивах, сблизился с Николаем Васильевичем Гоголем и поэтом Николаем Михайловичем Языковым (они жили в одном доме). Гоголь познакомил его с художником Александром Ивановым, в тот момент работавшим над грандиозным полотном "Явление Христа народу". Чижов часто бывал в мастерской живописца, много сделал для того, чтобы Иванов получил возможность закончить картину. Не обладая собственным значительным капиталом, он обратился к друзьям и знакомым с просьбой помочь тогда еще малоизвестному художнику.

Строитель

Чижов вернулся в Россию с твердым намерением всерьез заняться предпринимательством. В купце он видел человека, способного не только торговать, но и вкладывать свои капиталы в промышленное производство. Был убежден, что русская культура, да и вся русская цивилизация, станут успешно развиваться, лишь имея крепкую экономическую основу.

Строительство железных дорог началось в России в середине XIX века. Первые рельсы прокладывались на деньги иностранных предпринимателей. Федор Чижов через созданный им журнал "Вестник промышленности" убедительно доказывал, что русские специалисты ничуть не хуже заграничных. Он был одним из немногих деловых людей, считавших, что зависимость русских промышленников от иноземного капитала тормозит экономическое развитие России.

Троицкая дорога (от Москвы до Сергиевского Посада) стала первой железнодорожной магистралью, построенной на деньги российских акционеров, российскими инженерами и рабочими. Федор Чижов - компаньон Ивана Федоровича Мамонтова - практически стал ее директором. Отрезок магистрали от столицы до Троицы был построен за два года. Открывая ее в 1862 году, современники отмечали, что "линия была и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления просто образцовой". Во многом эти одобрительные слова были адресованы Федору Чижову, который в деловых кругах слыл честным, рачительным, умелым специалистом.

Предприниматель

К этому времени он отметил свое 50-летие, однако солидным акционером еще не стал. Это случилось позже - в 1871 году, когда надворный советник Федор Чижов совместно с другими московскими промышленниками выкупил у иностранцев Московско-Курскую магистраль, организовал и возглавил Московский купеческий банк (самый крупный в Москве и второй по величине в стране), вслед за ним создал Московское купеческое общество взаимного кредита, собрал акционеров для постройки магистрали к месторождениям каменного угля в Донбассе (проект был осуществлен совместно с Саввой Мамонтовым), серьезно занялся Московской окружной железной дорогой и дорогой от Ярославля до Костромы. Можно еще долго перечислять сделанное им для процветания России.

В 1873 году Чижов приступил к освоению русского Севера. Его избрали председателем правления товарищества Архангело-Мурманского пароходства. Результатов своего труда он, к сожалению, не увидел - Федор Васильевич умер в 1877 году. Пароходство же продолжало развиваться, принося много пользы северному краю.

Меценат

К 100-летию со дня рождения Чижова его друзья, ученики, предприниматели приобрели пароход и назвали его "Федор Чижов" - именем профессора математики, купца первой гильдии, промышленного деятеля и благотворителя, горячо любившего Россию, верившего в нее, употребившего все свои силы на ее процветание.

О жизни Чижова рассказывают его дневники и письма. Они, а также его богатая библиотека редких книг, насчитывающая четыре тысячи томов, хранятся в фондах Российской государственной библиотеки. Среди них - его письма Поленовым (Чижов был университетским товарищем В. Д. Поленова и другом его детей). Василий Поленов написал его портрет. "Прекрасный мужской портрет, - отмечала пресса, - кажется, что этот седобородый старик, сидящий с книгой в руках, дышит. Это сама жизнь, жизнь на склоне лет, тихая и задумчивая..."

На самом деле жизнь Чижова была тихой и задумчивой разве что в редкие минуты отдыха. По его собственному определению, он был "труженик, трудившийся весь век и работавший и работающий, как вол". Он и умер, как жил - в трудах, полный новых замыслов. По воспоминаниям Ивана Аксакова, "он сидел в креслах мертвый, с выражением какой-то мужественной мысли и бесстрашия на челе". Так и изобразил его Илья Репин, назвав рисунок "Смерть Чижова".

Таким был человек, знавший Сергея Аксакова и Николая Гоголя, друживший с Мамонтовыми и Поленовыми, разделявший взгляды славянофила Ивана Аксакова. Долгое время он незаслуженно оставался в тени этих громких имен. А дополнительную славу заслужил и посмертным своим поступком: весь свой капитал - 6 миллионов рублей, огромные деньги по тем временам - он завещал своей родной Костромской губернии для устройства пяти профессионально-технических училищ. Народ называл их "чижовскими".

Лидия ГИРЛИНА

Газета "Вперед"