НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

11 сентября 2006 2267

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Куприянов день.

13 сентября

Куприян - день журавлиного веча. Собираются журавли на болотах, и начинается промеж них спор: кто здесь самый удалой, самый сильный да зоркий? Кого выберет вече - тому вести стаю в не-близкий путь, в теплые земли. С Куприянова дня покидали журавли Русь. А люди их провожали: бежала молодежь и малые дети по улице и дальше - за околицу, в поле - вслед журавлиному клину.

"Скатертью дорога", - так говорим мы, желая, чтоб кто-то убрался прочь с наших глаз. Журавлям же вслед кричали: "Колесом дорога!" То значило: "Доброго вам пути! Но как придет пора - возвращайтесь, мы ждем вас!"

Семенов день.

14 сентября

На Семенов день справляли первые Осенины - встречу Матушки-Осени, окончательно вступившей в свои права. В числе обрядов Осенин была и забава-скоморошина под названием "похороны мух". Делалось это так: девицы вырезали из моркови, свеклы или репы маленькие домовины, клали в них погребаемых насекомых, после же, одев свои лучшие наряды, несли гробики за околицу и закапывали. "Проводив" таким образом летних мошек, которым пришло время укрываться в земле до самой весны, с песнями возвращались девицы в деревню, к праздничной трапезе. Парням в этом действе участвовать не полагалось, однако, стоя в сторонке, наблюдали они за нарядными девицами: выглядывали невест.

В этот же день мальчики проходили обряд "постригов" и "сажания на коня". В древности считали, что в самые первые годы своей жизни ребенок как бы не имеет пола: не случайно слова "дите" и "чадо", которыми называли самых младших, среднего рода. Да и одевали малых детей одинаково - в длинные рубашонки до самой земли. С возрастом же, пройдя соответствующие посвящения, ребенок "обретал" пол, получал соответствующую ему одежду и постепенно включался в хозяйственную жизнь рода, помогая родителям и обучаясь ремеслам. Постриги для мальчиков и были одним из таких посвящений.

В этот день в доме собиралась ближайшая родня. Мальчика сажали на табурет посреди дома, и крестный отец выстригал ему на темени прядь волос. Прядь эта передавалась матери, которая зашивала ее в ладанку. После того крестный за руку выводил мальца на двор, где того встречал отец, и сажал верхом на коня. Отец посолонь обходил двор, ведя коня под узду, а потом снова передавал своего сына крестному, тот же, в свою очередь - крестной. Только после этого крестная подводила мальчика к матери, которая как бы заново "обретала" своего ребенка: уже не дите, но сына.

Обряд этот очень древний. Даже в XIX веке его проводили только там, где крепче прочих держались прадедовских традиций: в старообрядческих и казачьих семьях. У казаков притом мальчику, посаженному на коня, давали подержать отцовскую шашку, а собравшиеся приветствовали одобрительными возгласами появление в станице еще одного воина.

Газета "Вперед"