ГДЕ НАЙТИ МАМУ ДЛЯ АЛЕНЫ?

18 сентября 2006 4905

ГДЕ НАЙТИ МАМУ ДЛЯ АЛЕНЫ? Репортаж из детского отделения РБ

За первые полгода из "грудничкового" отделения больницы новые родители забрали десять малюток возрастом от месяца до полугода. И по сравнению с прошлым годом, когда за весь год усыновили 14 детей, - это много. "Взрослых" - двух-трехлетних малышей - усыновляют редко. Чем меньше ребенок, тем больше у него шансов обрести маму и папу, считают врачи. До официального усыновления у ребятишек один "папа" - главврач больницы Павел Верин является опекуном всех больничных детей. Если еще год назад в отделе опеки и попечительства за малышами стояла очередь, то сейчас "предложение" явно превышает спрос. Официально в "соматике" не больше десятка социальных коек. Но реально в РБ обитают около тридцати маленьких пациентов.

Малютки, хлебнувшие лиха

В "грудничковое" отделение детки поступают прямо из роддома. Летом больничный персонал опекал двенадцать отказных малюток. Очаровашка Катя вполне здоровый ребенок. Маме бы качать кроватку и умиляться, глядя на хорошенькую дочку, но она оставила ее в роддоме в связи с "тяжелым материальным положением". Симпатичный карапуз спит в кроватке, раскинув ручки. Его бросила мама-наркоманка, в диагнозе у малышки - гепатит С. Предлагать на усыновление такого ребенка, говорит заведующая отделением Елена Кувшинова, мы не можем. Алину скоро отправляют в дом ребенка: хотя она развивается нормально, внешне, благодаря закладывающей за воротник маме, она отличается от остальных младенцев, брать ее в семью не хотят. А вот еще один милый кроха, но у его мамы умственное заболевание. Усыновят ли его? Вряд ли.

Голубоглазая красавица Алена - хохлушка, гражданка другого государства, поэтому усыновителям придется попотеть при оформлении документов. У нее они, скорее всего, найдутся: Алена совершенно здоровый ребенок. Ее соседка - темноглазая симпатяшка с роскошными кудрями и восточным разрезом глаз. Новорожденную малышку нашли соседи: мама родила ее дома и выбросила в коридор. Весила девочка чуть больше килограмма. За стеклом кювеза в палате для недоношенных детей выглядела совсем, как кукла. Она и сейчас отстает в развитии. Шансов на усыновление мало.

Полугодовалый "рыжик" причмокивая, сосет из бутылочки. Этого обаяшку, может, и усыновят. А вот соседнего кроху - дитя мамы-алкоголички - с синдромом Дауна никогда. И нормальные-то семьи редко оставляют себе таких детей. У отказных "даунов" один путь - в специализированный детский дом.

В детских кают-компаниях второго этажа "пассажиры" постарше, и попадают они на социальные койки Районной больницы разными путями. Экскурсию по этому "кораблю" тяжелых детских судеб проводит заведующая отделением Любовь Васильева. Одну девчушку сняли ночью с качелей. Худенькую малышку с расчесанными ручками откормили в больнице, вывели вшей. Через неделю (!) в больнице, наконец, появилась ее родительница. И стала... укорять "потерявшуюся" дочку. Несколько дней дома один, без пищи находился десятимесячный Ваня его родители просто загуляли и решили забыть о том, что у них есть ребенок. В больнице он уже освоился, а родители так и не появились. Сейчас этот годовалый толстощекий красавец имеет все шансы на усыновление. 9-месячную Катю сдала в больницу собственная тетя - мать малышки отдала квартиру в наем, дочку отселила к родственнице, а сама исчезла. Со словами "мне нечем кормить ребенка" тетка вызвала милицию и врачей.

ВИЧ - не приговор

Вот еще одна леденящая душу история. Наташе - два с половиной, и она скоро отправляется в дом малютки. Тихий час, и она посапывает в кроватке. Полгода назад ее привезли в больницу на "скорой помощи" - ее положение было поистине опасным. Медики обнаружили, что девочка истощена до состояния дистрофии, в кровати ребенка полно червяков, волосы и тело покрывает короста. В больнице девочку отмыли и откормили. Кто бы взял ее к себе да обогрел семейным теплом!

Трехлетняя Софья с диагнозом ДЦП в последнее время жила у бабушки. Той оказалось не под силу опекать ребенка с таким заболеванием. Родительницу девочки, в свое время поручившую уход за дочкой-инвалидом посторонней женщине, которой сдавала квартиру, неоднократно вызывали на комиссию по делам несовершеннолетних и, в конце концов, лишили родительских прав. В больнице ребенок, по крайней мере, пытается двигаться и садиться.

За этот год, в отличие от грудничков, из взрослых малюток пока никого не усыновили.

Вспоминают ли родители о своих брошенных детях, болит ли у них душа? (Хотя говорить о душе во всех этих случаях, похоже, кощунственно.)

- Похоже, нет, не вспоминают, - говорит Любовь Николаевна. - К нам обратились лишь раз, да и то не мама малыша, а мать молодого человека, который вроде бы хочет жениться на матери брошенного крохи, - она захотела увидеть ребенка. Мы такого разрешения не дали - все документы и разрешения оформляются через отдел опеки и попечительства.

Врачи вспоминают, что в инфекционном отделении два года жили младенцы ВИЧ-инфицированных мам. До тех пор, пока после сдачи очередных анализов не выяснилось, что они... здоровы. Одного малыша усыновили, а другого забрали родители. "Материнские антитела не вечны, - говорят врачи, - у ребенка вырабатывается иммунитет".

На ПМЖ - в Италию

Усыновитель усыновителю - рознь, наблюдают врачи. Некоторые придут: ой, какой хорошенький ребенок, хотим взять - и тут же начинают оформлять документы. А некоторые ходят-ходят, выбирают-выбирают, ездят-ездят по всем областным больницам, но так никого и не берут. Мы таких сразу узнаем.

Еще, конечно, родители хотят деток, похожих на них. Был как-то в больнице мальчик, темненький, смуглый. Отлично развивался, врачи не могли на него налюбоваться. Однако в районе усыновителей не нашлось, он отправился в детский дом. Но там пробыл недолго: уже через месяц его взяла себе итальянская семья - как увидели его, прямо задрожали: надо же, как на нас похож.

Новым родителям врачи рекомендуют относительно здоровых детей. Конечно, закон не воспрещает воспитать больного ребенка. Но надо понимать и взятую на себя меру ответственности. Врачи вздыхают, вспоминая случай, когда приемная мама, несмотря на их предупреждения, усыновила больного малыша. Она пыталась его лечить, возила по врачам. Однако ничего из лечения не вышло. Мальчик рос, а управляться с ним маме становилось все сложнее. В конце концов через суд незадачливая усыновительница возвратила ребенка врачам. В "соматике" врачи вынуждены предоставить ему большую отдельную комнату, где раньше размещался детский игровой зал. Мальчику необходимы врачебная помощь и уход, здесь ждут-не дождутся его отправки в специализированный детский дом.

Через социальное отделение больницы 36 детей прошли в прошлом году. С начала нынешнего года из стен больницы "выпустили" около двух десятков. Шестеро отправились в детские дома, трое мальчишек - в православный приют в Топоркове, 10 усыновили. Самый большой наплыв наблюдали несколько лет назад - 46 детишек оказались под опекой врачей.

- Детские дома переполнены, вот и растут брошенные ребятишки в больнице, - говорит главврач больницы Павел Верин. - Здесь их лечат, кормят, покупают игрушки, иногда мы даем детям имена, оформляем гражданство, возим на лечение в область - в общем, занимаемся тем, что должны делать родители.

Гуляют в отделении редко: заведующая говорит, что для этого нужны коляски, дополнительный персонал. Растут малыши в палатах, внутри отделения. Здесь очень боятся чужих людей: принесут заразу, заболеет один ребенок - жди инфекции у всей малышни. Собственно, какой-то особый штат медиков для ухода за ребятишками не предусмотрен: нянечки и врачи ухаживают за постоянными обитателями отделения - пеленают, моют, кормят. Тетешкаться и брать на ручки, качать и петь колыбельные, читать книжки и целовать маленькие щечки и ручки - кто, кроме родителей, будет так "цацкаться" с малышами? Медперсонал, конечно, привязывается к ребятне, однако не было еще случая, чтобы кто-то из них решился усыновить ребенка.

Каждый из этих "больничных" малюток ждет своего счастья - новые мама и папа найдут его и возьмут к себе. И тогда их детство осенит, наконец, счастливая звезда...

Евгения МЕНЖУК

Газета "Вперед"