НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

06 сентября 2007 2892

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ5 сентября. Луппин день

На Луппин день ждали первых серьезных заморозков, к которым справный хозяин должен был подготовиться загодя. В северных губерниях к этому сроку старались закончить уборку льна и овса, а иначе они могут пострадать от ранних холодов. "Не соберешь овес — наглотаешься слез", "На Луппу мороз льны сушит", — предупреждали крестьянина пословицы. Правда, в средней полосе, где первого холода опасались меньше, овсу давали дозреть: его уборку начинали к Титову дню.

На Луппу не следует сеять озимые. Почему? Да просто имя этого святого созвучно слову "лупа" ("лупина"), означающему плешь, лысину. Вот и избегали сеять, чтоб рожь взошла ровно, без проплешин. Зато можно идти в лес за брусникой — она, по приметам, к этому дню как раз набирает полную зрелость.

Кроме того, Луппа примечателен как один из сроков раннего отлета журавлей. Это считалось приметой ранней зимы, причем если птицы летели низко, то зима ожидалась теплой, а если высоко — холодной.

6 сентября. Евтихиев день

По приметам, день этот чаще выпадает безветренным, тихим, в полном согласии с именем своего покровителя. А если все же поднимался ветер, то от него ждали ущерба льняным посевам. Основной лен к этой поре уже убран, только малая часть оставлена, пока не вызреет семя. Но подует на Евтихия, вылущит семена, и ищи, хозяин, что на будущий год сеять.

А вот дождь в этот день, в отличие от ветра, — добрая примета, обещающая сухую осень и хороший урожай на будущий год.

7 сентября. Тит Листопадник

"Тит грибы растит", — говорили про этот день. Вышел срок летним грибам, зато пошли осенние. Самое время в лес идти — но то дело для баб и детворы. А мужику иная забота: с Титова дня начинали молотьбу, а в некоторых областях еще и уборку овса. Первый овсяный сноп приносили в избу отдельно и на день ставили в угол под образа, а за вечерней трапезой обязательным угощением были блины из овсяной муки и кисель.

Ну а прозвание свое Титов день получил за то, что с него начинается большой осенний листопад.

11 сентября. Иван Постник

День 11 сентября, посвященный чествованию памяти усекновения главы Иоанна Предтечи, отмечен в церковном календаре как постный. Однодневный этот пост соблюдался народом строго, нарушение его почиталось за серьезный грех: "Кто Ивану Крестителю не постит, того и самый набольший поп не отмолит". Однако и голодным мало кто оставался: не зря же говорили, что "на Ивана хоть и пост, да разносол". Шли на стол грибные яства, ягодные пироги, готовили овсяный кисель, а в тех селах, где этот день был престольным праздником, подчас и пиво варили. Пили его, впрочем, умеренно, без гульбы: "На постника Ивана не пригубь боле стакана".

Еще одно прозвание этого дня — Иван-Полетник. Именно с него, как считалось, приходит на землю осень, которая полностью вступит в свои права совсем уже скоро — на Семенов день

(14 сентября, а по старому стилю — первое). "Иван Постник пришел, лето красное увел", "Иван Постный — осени отец крестный", "Иван Предтеча гонит птицу за море далече", — так говорили про этот день. Интересен обряд, который в XIX веке еще застали в некоторых областях ученые-этнографы. Деревенские старики делали из травы и глины куклу в человеческий рост, но без головы.

В оговоренный час у околицы собиралась молодежь. Две девицы брали на руки куклу и впереди толпы бережно несли к реке. Там ее клали на землю, причитали, как над дорогим покойником, а после чего швыряли куклу в воду. Действо это, так напоминающее сжигание чучела зимы на Масленицу и "похороны" куклы Ярилы-весны на Троицу, явно символизировало прощание с летом. А "безголовость" кукле, видимо, была придана позже, чтобы связать древний календарный обряд с днем памяти пророка Иоанна.

Газета "Вперед"