НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

06 декабря 2007 2897

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ6 декабря. Прокоп-вехостав

"Пришел Прокоп - разрыл сугроб", - говорила про этот день пословица. Зачем, казалось бы, святому Прокопию понадобилось браться за эту непростую работу? Ответ подсказан нам прозванием дня: на Прокопа прокладывали в снегу зимние пути и обозначали дорогу вехами. В лесных областях врывали вдоль дорог молодые елки или сосенки, в краях безлесных вешили путь снопами соломы. Старые люди, ревнители народного благочестия, велели браться за это только после молитвы. Работа ведь особая, ответственная. Указание пути идущему и едущему люду, особенно в пургу или в темное время, считалось делом особо богоугодным и требовало соответствующего отношения. Работали обычно "всем миром" и, начав с молитвы, заканчивали, как водится, угощением-братчиной. При этом, к примеру, в Пермской губернии для вечернего "мирского" угощения закалывали барашка - последнего в году и последнего до весны.

7 декабря. Екатерина-санница

Если на Введенье санные выезды совершали в основном молодожены, то на Катеринин день положено было общее катание: кто на санях, кто верхом, а безлошадные - просто так, с горки. А главной забавой, распространенной во многих областях, были гонки на санях. Участвовали в них парни и молодые мужики, ну а смотреть собиралась вся деревня.

Вечер же на Катеринин день - время для гаданий и ворожбы. Святая Екатерина почиталась как покровительница счастливого брака, поэтому девицы просили ее указать будущего супруга или же помочь завоевать сердце приглянувшегося молодца. Да и парни порой обращались в этот вечер к святой, прося защитить от "пустой свадьбы да злой жены".

8 декабря. Климентьев день

"С Климентия зима клин клином вышибает, слезу из глаз морозом гонит", - говорили про этот день. Ждали после Климентия мороза и снегопадов, а женщины не только днем, но и вечером садились с домашней работой поближе к оконцам, так как от снега в горницах становилось светлее.

9 декабря. Егорий осенний

"В году два Егория - один голодный, другой холодный", - шутили на Руси. Действительно, если Егорий Вешний (5 мая) приходился на самую трудную в году пору "бескормицы", то Егорий Осенний нередко приходил вместе с похолоданием. По приметам, Егорьевы (Юрьевы) дни между собой перекликаются: сколько к осеннему выпадет снега, столько к весеннему будет травы. Есть и другая примета: надо на Егория подойти к колодцу и прислушаться, тиха ли вода. Если нема и спокойна, будет и зима тихая и мягкая, если же слышится журчание - ждать сильных морозов и вьюг.

С этого дня ложатся в берлогу медведи, волки же, напротив, сбиваются в большие стаи и готовятся к зимним охотам. Не случайно именно Егорий считался "волчьим пастырем", покровителем серых лесных хозяев ("что у волка в зубах, то Егорий дал"). Волчий вой в "егорьевскую" ночь считался предвестником морозов.

Но больше всего этот праздник известен как знаменитый "Юрьев день". В соответствии с Судебником 1497 года крестьяне две недели в году - за седмицу до зимнего Егория Юрьева дня и седмицу после него - имели право уйти с земли одного помещика во владения другого. Эта весьма относительная "вольница" тянулась полтора века, пока соборным уложением 1649 года мужик не был закреплен на земле "навечно". Говорят, тогда и появилось знакомое нам до сих пор горестное "вот тебе, бабушка, и Юрьев день".

10 декабря. Романов день

Святой Роман почитался на Руси как целитель, помогающий женщинам избавиться от бесплодия. Много рассказывают историй о том, как истовая молитва в Романов день помогла женщинам обрести наконец радость материнства.

Также чудодейственным считался в этот день северный ветер: если встать к нему лицом и хорошенько попросить, то унесет он с собой часть человеческой тяготы, избавит от горести, развеет душевную муку.

Газета "Вперед"