В ПОСАД ПРИЕДЕТ "ТРОИЦА"?

19 сентября 2008 2285

В ПОСАД ПРИЕДЕТ «ТРОИЦА»?На днях в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министром культуры РФ Александром Алексеевичем Авдеевым. В сообщениях о встрече отмечалось, что одной из тем обсуждения была возможность временного принесения в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих чтимую икону Святой Троицы работы гениального мастера Андрея Рублева.

Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Как сообщил министр культуры, переговоры по этой теме только начаты, и в настоящее время требуется рассмотреть технические возможности перемещения святыни из Москвы в Сергиев Посад. В случае положительного решения министерство культуры при участии Московской Патриархии и Галереи приступит к подготовке этого проекта.

Конечно, речь не идет о том, что икону привезут в ближайшие месяцы. Но коль скоро переговоры начаты и проблема официально поднята, мы попросили прокомментировать новость казначея Лавры архимандрита Порфирия и главного хранителя Государственной Третьяковской галереи Екатерину Селезневу.

Отец Порфирий, на которого в случае положительного решения лягут практические заботы по организации транспортировки и размещения иконы, сказал нам следующее:

— Конечно, мы давно надеялись, что когда-нибудь это случится. Для верующих возвращение, хотя бы временное, иконы Святой Троицы, было бы событием огромного масштаба. В последние годы существовала практика, когда перевозили из Третьяковской галереи на время праздников те или иные иконы — в Донской монастырь, например. Конечно, их выставляют только в специальных капсулах, внутри которых регулируются все параметры — влажность, температура и так далее. Перевозка старинных шедевров, естественно, всегда предполагает некоторый риск, пусть и минимальный. Чтобы обеспечить сохранность, нужны будут немалые средства. Но, я думаю, событие поистине исторического значения для Лавры оправдывает все расходы. Конкретной калькуляции расходов нами не проводилось. Чьи пойдут на это средства? Насколько я знаю, в случае с Донским монастырем платит церковь, и здесь, вероятно, произойдет то же самое.

Главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева о возможной перевозке иконы Рублева в Лавру говорила без всякого энтузиазма в голосе. По ее словам, "Троица" входит в список величайших мировых шедевров, составленный ЮНЕСКО, и прежде чем ее трогать, должно быть получено авторитетное заключение специалистов.

— Но ведь Донскую икону Божьей матери вы в монастырский храм периодически выдаете? — поинтересовались мы.

— Да, такое решение было принято вот уже четырнадцать лет назад. Но нужно отметить, что экспертный совет собирается каждый раз перед ее перемещением и обсуждает вопрос о том, можно везти или нет, есть ли изменения в состоянии иконы. А потом собирается и осматривает ее по итогам трехдневной поездки.

— И за эти годы негативные изменения в ее состоянии были отмечены?

— Да, были... Несмотря на то, что ее вывозят в специальном "климатическом" киоте. И, кстати, пока икона находится в храме, там постоянно дежурит в специальной комнате наша бригада инженеров. По оптоволоконному кабелю она постоянно отслеживает малейшие изменения параметров. Было за это время и небольшое ЧП. Кто-то кого-то случайно толкнул, пролилось и загорелось лампадное масло... К счастью, на иконе это не отразилось. Но все-таки тысячи людей вокруг... Кроме того, очень важно, что в соборах постоянно горят свечи. Есть несколько храмов в России, где можно увидеть, как по этой причине гибнут всемирно известные бесценные фрески (кстати, сказать, в Италии в католических храмах в таких случаях переходят на электричество). Да, икона будет находиться в капсуле. Но...

— А кто будет принимать принципиальное решение?

— Министерство культуры. На вывоз иконы Донской Божьей матери мы каждый год запрашиваем там разрешение. И в данном случае может быть только такая процедура. И пройдет не один совет с участием профессионалов-реставраторов, который определит возможность перевозки. Торопливости тут быть не может. Тем более если речь идет об иконе, которой больше чем полтысячи лет. Ее ведь, напомню, вынимали в свое время из оклада. От этого остались следы. А еще реставрировали в начале прошлого века — качественно, но с использованием тех технологий, которыми тогда владели. То есть при помощи скальпеля, счищая верхние потемневшие слои. И уничтожив часть изображения. Поэтому икона очень хрупка.

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

Газета "Вперед"