КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ В ПОСАДЕ

04 декабря 2008 2717

КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ В ПОСАДЕ— "Китайцами" в своей стране незрячие стали поневоле, — с горечью говорит председатель первичной организации учебно-производственного предприятия сергиевопосадского отделения Всероссийского общества слепых Николай Ионов.

— Только слабовидящие люди да еще гастарбайтеры из Поднебесной согласны на самую непрестижную работу за мизерную зарплату. Но и эта социальная отдушина для нескольких тысяч наших земляков оказалась под угрозой. Отлаженная в прежние годы система поддержки слабовидящих людей в новых обстоятельствах распадается, а ничего взамен (за редкими исключениями) не появилось. Незрячие вынуждены коротать свою жизнь в четырех стенах, лишены общения и полезной занятости. У нас тысячи новых "заключенных", а мы этого даже не замечаем...

Этот разговор с Николаем Ионовым (он и сам инвалид по зрению, но при этом человек исключительно общительный и деятельный) состоялся по случаю Всемирного дня слепых, отмечавшегося 13 ноября. К международной дате нашему району похвастать тут нечем, а поднять проблемы особенного сообщества можно и в любой другой день, решили мы и наведались в офис первички ВОС. Только из вежливости его обшарпанный интерьер можно назвать скромным.

КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ В ПОСАДЕКвартира на первом этаже многоквартирного жилого дома в поселке ПМК опрятная, но очень бедная. Вся мебель напоминает ту, что жильцы обычно выносят на площадку для крупногабаритных бытовых отходов, — еще целая, но безнадежно устарела. Над рабочим столом бухгалтера громоздкая старая лампа дневного света подвешена на бельевых шнурах. Николай сам этот монтаж осуществил, говорит, что рассчитывать не на кого, все приходится делать самому.

Единственная дорогая вещь в офисе — это "говорящий" компьютер для слепых. Каждая кнопка отзывается голосом. Стоит умная машина 50 тысяч рублей. Роскошный и чрезвычайно полезный подарок сделали незрячим людям друзья Ионова по прежней работе в профсоюзе местной промышленности, к которому относилось учебно-производственное предприятие. Понимают, что для незрячих новые информационные технологии — это необъятные возможности для общения, которого им так недостает.

Поиски спонсоров — обычное, рабочее состояние Николая. Сейчас он озабочен поисками тех, кто поможет подключить Интернет, открыть организации свой сайт, и таким образом заявить миру о себе и своих нуждах. Николай просит через газету известить всех своих сторонников о планах первички, а от молодежи он ждет звонков с предложениями и идеями. Его горячее желание — чтобы в офисе стало многолюдно, чтобы входная дверь хлопала то и дело. И чтобы весь день у "говорящего" компьютера был расписан по часам для ищущих встреч на форумах и сайтах.

Озираюсь по сторонам и ловлю себя на мысли: вероятно, это чудо, что у первички ВОС вообще сохранился свой офис. Ионов мой взгляд замечает или угадывает, понимающе улыбается:

— Вот также приходят к нам слабовидящие инвалиды: осмотрятся в небогатом офисе, сообразят, что на большую материальную поддержку тут рассчитывать не стоит, и даже на учет в первичке не встают. Официально у нас 300 членов, а сколько слабовидящих людей в районе реально, никто не считал. На мой взгляд, таких у нас несколько тысяч, и мы очень бы хотели вовлечь их в свое сообщество.

Ионов мечтает найти верных помощников организации, которые обеспечивали бы слабовидящих медицинскими и бытовыми приборами со звуковым оповещением. Администрация стекольного завода подарила членам организации сотню "говорящих" термометров, цена каждого более 400 рублей. А ведь нужны еще специальные тонометры, их цена от двух тысяч рублей и выше. Многие инвалиды страдают от диабета, который буквально уничтожает зрение. Стоимость глюкометров уже превышает 4,5 тысячи рублей. Еще эти люди остро нуждаются в бытовых приборах со звуковыми сигналами. Такие расходы инвалидам не по карману.

На недавний Всемирный день слепых первичка сумела порадовать своих членов небольшими премиями и подарками. В мае уже три года подряд продуктовые презенты организации делает торговая фирма "Алегри", которую слабовидящие считают своим преданным другом.

— Но разве можно сравнить эти крохи, — говорит Николай, — с временами, когда общество слепых само зарабатывало себе на жизнь. Трехэтажное производство обеспечивало платами московский завод по выпуску телевизоров "Рубин" и александровский "Рекорд". На этом же мини-заводе мы выпускали платы для задних фонарей автомобилей КамАЗ и ВАЗ. На прибыль от УПП были построены жилой корпус и по соседству комплекс общепита. Теперь от производства, где было занято несколько сот человек, остался один цех, который уместился в прежней столовой. Крохи, перепадающие предприятию меньше чем в 40 человек, — это работа, которая больше никого бы не заинтересовала.

КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ В ПОСАДЕЗдесь к нашему разговору о перспективах "незрячих" производств присоединяется новый директор УПП Владимир Бармин. Он принял эту должность полгода назад и все это время кочует от предприятия к предприятию, чтобы найти заказы для своего крошечного завода. Директор со светлой завистью рассказывает, как поставлена эта специфическая отрасль в Москве. Столичные УПП пользуются системой льгот и получают от мэрии целый пакет дотаций и целевых кредитов. Предприятия модернизируют, а ведь оборудование специальными пресс-формами рабочего места для незрячего станочника обходится в 1-1,5 миллиона рублей.

В отсутствие государственной программы социальной и производственной адаптации инвалидов столичный муниципалитет поддерживает предприятия слепых, еще и соседним регионам от этого пирога куски достаются. Директор говорит, что район просто проглядел очень выгодное предложение Москвы. В мегаполисе инвалиды отказываются работать за зарплату в пять тысяч рублей, поэтому подмосковным городам предложили разместить заказы на мелкую строительную и бытовую фурнитуру на своих УПП. В районе этот проект затерялся в бумажном потоке, а вот Дмитров предложением заинтересовался.

Владимир Бармин говорит, что сейчас такой заказ еще очень надо поискать. Попав в полосу кризиса, заводы со зрячим персоналом тоже хватаются за любую соломинку. Например, завод в Киржаче сам теперь выпускает задние автомобильные фонари и ни с кем делиться заказом не намерен. В Софрине на предприятии православной атрибутики и рады бы поделиться с незрячими заказами на розлив ароматных масел, но все рабочие вакансии уже заняты сокращенными кадрами с сергиевопосадской лакокраски и из поселка "67-й км".

Еще одно районное предприятие инвалидов, швейное спецпроизводство на Каляевке, перебивается штучными заказами и существует в "тлеющем" режиме. Третье живо благодаря заказам на сборку медицинской пипетки от московской фирмы и новогодней хлопушки от НИИПХ "Звездочка". В сезон простуд на пипетку большой спрос, и коробками с новогодней пиротехникой весь цех заставлен — ходовой товар. Финансовый кризис до горла этого хрупкого предприятия, к счастью, еще не дотянулся.

Директор говорит, что это только кажется пустяком — натянуть резинку на стеклянную трубочку и уложить изделие в футляр. Чтобы заработать две-три тысячи рублей за месяц, надо собрать несколько тысяч пипеток. Даже при том, что у незрячих удивительные пальцы и управляются они с подобными ручными манипуляциями в четыре раза быстрее зрячих, у рабочих поначалу пальцы в мозолях. Пробовали набрать группу надомников, но отбор сумели пройти лишь немногие.

Молодежь в цехе не задерживается — отпугивает монотонный труд и копеечная зарплата. Многие предпочитают получать пособие по инвалидности, которое вдвое выше нынешней зарплаты на предприятии. А те, кому позволяет зрение, отправились на заработки в столицу. Московские курьеры в очках и с правом на бесплатный проезд по инвалидности зарабатывают в месяц около 20 тысяч рублей. Пожилой сборщик хлопушек Валерий говорит, что ради двух тысяч в месяц работать до немоты в пальцах не стал бы. Для него важнее всего быть в коллективе и общаться с людьми, это дает ему ощущение полноты жизни. Он очень надеется, что власти вспомнят о незрячих людях, которые хотят трудиться и могут себя обеспечивать при поддержке общества.

— Вероятно, в будущем проблема занятости и социальной адаптации инвалидов будет решаться как-то иначе, — говорит Владимир Бармин. — Разумней всего создавать рабочие места для незрячих на обычных предприятиях. Диапазон возможностей у слабовидящих сотрудников очень велик, а на некоторых операциях они вообще незаменимы. Но до тех пор, когда это произойдет, надо еще дожить и уберечь коллектив особого предприятия. Если бы не чувствовал ответственность перед этими людьми, не взялся бы за руководство. Очень рад, что мы сумели в октябре хоть немного поднять зарплату и привлечь заказ на финишную сборку автомагнитол. Незрячие хотят зарабатывать на жизнь сами, и грех отказывать им в этом.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Альберта СУВОРОВА

Газета "Вперёд"