Почта ждет возрождения

31 января 2006 2324

Почта ждет возрождения Когда-то почта была едва ли не единственным способом связи. Ведь телефонизация оставляла желать лучшего, а о мобильниках и интернете мы даже не читали в фантастических романах. Почти до конца XX века профессия почтальона была достаточно престижной.

Последние пять-семь лет радикально изменили расстановку сил на рынке связи. И теперь почта стоит в арьергарде. На первый план вышла сотовая связь и услуги on-line. Люди стали вести переписку по интернету (скорость передачи информации несравнимо выше, а цена несравнимо ниже), с его же помощью читать российские да и зарубежные газеты и журналы. А что же почта? Она пытается выжить. Предлагает прежние услуги и развивает новые. Тем не менее, конкурировать с каждым днем становится все труднее, да и желающих работать за маленькую зарплату нет. А без почтальонов, операторов в отделениях связи и традиционные услуги оказывать невозможно. Замкнутый круг получается.

В результате подписной аферы МООО "Обновление", закрытия почтовых отделений на территории района, постоянных срывов доставки корреспонденции только наша газета лишилась почти двух с половиной тысяч подписчиков. Те, кто остался нам верен, иногда все же не обнаруживают свежий номер в своем почтовом ящике. И у них возникает резонный вопрос: а почему? У начальника Сергиево-посадского почтамта Александра Герасимова решить проблему не получается. Ведь он - только управляющее звено. Стратегические решения принимаются уровнем выше - в Управлении федеральной почтовой связи Московской области - филиале ФГУП "Почта России". Свои вопросы относительно перспектив почтовой связи на территории Подмосковья мы задали начальнику Управления федеральной почтовой связи Московской области Александру БЕЛОВУ.

- Александр Вячеславович, как вы оцениваете состояние почты на территории региона?

- Сейчас я знакомлюсь с положением дел в каждом муниципальном образовании Подмосковья. И для этого посещаю районы лично. В Сергиево-Посадском районе пока не был, но приехать и встретиться с коллективом планирую в ближайший месяц. Анализируя ситуацию на почтамтах других районов, могу сказать, что положение у почты не самое благоприятное. Самая большая проблема - кадровая. Но при ее решении стоит прежде всего учитывать специфику региона. Близость к Москве, зарплаты в которой несравнимо выше, чем в целом по области, ведет к оттоку трудоспособного населения в столицу. При этом мы должны понимать, что уезжают самые охотливые до работы.

Сейчас в почтовых отделениях на территории Московской области трудятся 9 тысяч человек. При этом есть тысяча вакансий, которые пока никак не удается закрыть. Практически 100-процентная текучесть кадров среди почтальонов. И мы не можем упрекать людей. Среднеобластная зарплата работников почты составляет 5100 рублей. Средняя зарплата по Московской области - 12 тысяч рублей, по Москве - свыше 15 тысяч.

- Неужели нет никакой возможности поднять зарплату?

- Лично я не могу сделать это по нескольким причинам. Во-первых, сейчас оплатой труда сотрудников ведает наша головная организация - федеральное предприятие "Почта России". До 2003 года каждый почтамт был отдельным предприятием и, ориентируясь на собственное положение дел, учитывая свои доходы и потребности, мог устанавливать зарплату, и она практически ежеквартально увеличивалась на 10-15 процентов. Теперь Почта России стала единым предприятием по всей стране и, соответственно, имеет единую тарифную сетку. Во-вторых, о большой зарплате можно говорить при хорошей рентабельности работы предприятий. По плану УФПС Московской области, почтамты должны быть рентабельны на 12 процентов, а реально получается только на 2. Кстати, почтовые отделения вашего района убыточны. Но возможность заработать у почтовиков все-таки есть. И прежде всего за счет дополнительных услуг: приема коммунальных платежей, платежей сотовой связи, печати фотографий, торговли мелкими товарами народного потребления - это особенно актуально для сельских отделений связи. Все предприятия могут получать 5 процентов от оборота. Чем он выше - тем выше вознаграждение. Между прочим, в некоторых почтовых отделениях предпринимательская деятельность удается неплохо. К примеру, за счет дополнительных услуг средняя зарплата у работников связи в Люберцах составляет больше 6 тысяч рублей, в Кашире - 5,5 тысячи, в Химках - 5,8 тысячи, а в Сергиево-Посадском районе - всего 2 тысячи 700 рублей. Правда, есть некоторые надежды на увеличение доходов работников. С 1 апреля планируется ввести единую систему оплаты труда, которая предусматривает увеличение зарплаты приблизительно на 30 процентов.

- Вы говорите о низкой зарплате, о низкой рентабельности. Но почему тогда Почта России рекламирует себя по центральному телевидению со слоганом "Нужное - рядом"? Ведь реклама на центральных каналах стоит огромных денег.

- Мы должны думать о развитии, а PR-кампания, развернутая в центральных СМИ, направлена на увеличение доходной части нашего предприятия, увеличение спроса на наши услуги. Любому почтовому предприятию нужны деньги на оборудование для автоматизации процессов, ремонт зданий. Мы просто не имеем права "съедать" все деньги, что зарабатываем. По всем экономическим теориям, с каждого заработанного рубля предприятие имеет право тратить на свою жизнь не более 10 процентов, а остальное направлять на развитие.

- Значит почта все-таки намерена восстать из пепла?

- Возрождение идет. В большинстве почтовых отделений - а их на территории области 1118 - сделан хороший ремонт в корпоративном стиле: бело-синий цвет стен и мебели. Кстати, ремонт в вашем районе будет сделан в этом году, и на это планируется потратить минимум 1 миллион рублей. Мы обновляем автопарк. Транспорт на почтамтах изношен на 70 процентов. А что может представлять из себя почта без машин? С помощью центрального управления мы закупили 45 машин и сейчас меняем старенькие и дорогие в обслуживании ЗИЛы и ГАЗы.

- Значит централизация денежных потоков пошла почте на пользу?

- Безусловно. После объединения выросла рентабельность, а главное - самим почтовым отделениям стало это выгодно. Приведу такой пример: раньше каждое отделение связи само решало, какие дополнительные услуги предоставлять, какие товары реализовывать. Теперь за нас думает целый маркетинговый отдел: изучает рынок, устанавливает цену. Раньше, просчитавшись, мы за свой счет могли списывать по нескольку сотен ненужных товаров. Теперь все закупки проходят централизованно. Почтовые отделения не тратят на это свои деньги, а значит, не бывают в убытке, а потребитель знает, что именно такое мыло или бумажные салфетки он может купить в почтовом отделении и Москвы, и Якутии.

- Александр Вячеславович, давайте перейдем к вопросу ценообразования на услуги связи. И разберем на конкретном примере. В следующем полугодии подписка на нашу газету будет стоить 217 рублей, льготная - 179. Из них 109 рублей - это услуги почты. То есть за производство и печать газеты редакция берет несравнимо меньше, чем почта за ее доставку. Чем это объяснить?

- Здесь вы немножко лукавите. Реальная цена подготовки номера, типографских услуг значительно выше, чем 109 рублей. Но вы можете снизить цену для читателя за счет своей прибыли - рекламы, например. А у почты такой возможности нет. Поэтому в услуги почты входит оплата расходов на подписку, составление карточки, доставку газеты из типографии, сортировку и т. д. Но, кстати говоря, единая тарифная политика, применяемая в Почте России, привела в итоге к тому, что мы потеряли на подписке на муниципальные издания. То есть если бы сейчас почта не была единой, то цена почтовых услуг на доставку газет была бы на 35 процентов выше, а следовательно, ваша газета для читателей стоила бы минимум на 40 рублей больше. Но цену на доставку газет можно снизить, для этого надо снизить их вес: печатать на более дешевой и более тонкой бумаге или сделать их меньше по формату и объему.

- Случается еще и так, что человек подписался на газету, а ему ее не доставляют из-за недостатка почтальонов. Как быть?

- Это, конечно, возмутительно. Раз мы подписали, значит, обязаны доставить. Если мы не можем доставить, то должны либо вернуть человеку деньги, либо предоставить возможность забирать газеты на почте, но при этом цена услуг связи должна быть снижена на 10 процентов, то есть в вашем случае на 10 рублей 90 копеек. Для того чтобы вернуть деньги, подписчик, попавший в такую ситуацию, должен написать заявление на имя начальника почтамта и изложить свои требования. Сотрудники почты обязаны их удовлетворить. Но стоит заметить, что ваш район, согласно нашей статистике, по-прежнему остается самым читающим. Это приятно.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед" №9  (31.01.2006)