"МУСОРИТЬ МЕНЬШЕ НЕ СТАЛИ"

04 июня 2009 2833

 «МУСОРИТЬ МЕНЬШЕ НЕ СТАЛИ»

В пятницу, 5 июня, вся планета будет отмечать День защиты окружающей среды. Где-то пройдут конференции, где-то экологические акции или иные похожие мероприятия.

В нашей стране в этот день в третий раз подряд свой профессиональный праздник будут отмечать экологи — указ об этом был подписан президентом России в 2007 году.

О проблемах детского экологического воспитания мы поговорили с Галиной Ариановой — заведующей эколого-краеведческим отделом Дворца творчества детей и молодежи "Истоки", что на Вознесенской улице в Сергиевом Посаде. Старшее поколение помнит этот дом под именем "Дома пионеров".

На днях Галине Васильевне за успехи в работе по экологическому воспитанию молодежи вручили почетную грамоту главы района, тем самым признав профессиональные заслуги и ее самой, и всего коллектива Дворца творчества — в проведении природоохранных акций всегда задействован весь коллектив.

Экоконференции

"Экологией мы занимаемся давно, ведем большую работу по образованию и просвещению школьников. Администрация Дворца творчества и управления образования района всегда идут навстречу всем начинаниям нашего эколого-краеведческого отдела.

Третий год подряд мы проводим экологические конференции, в которых участвует много ребят со всего района. Это и в самом деле большая работа, особенно для детей, конечно. Для конференции они готовят доклады, проводят исследования, изучают окружающую среду.

Темы бывают, например, такие: "Школьный мониторинг состояния экосистемы пруда", "Исследование антропогенного воздействия на состояние природной среды поселка Ферма", "Келарский пруд — водоем будущего", "Оценка выбросов вредных веществ в воздухе поселка Лоза", "Влияние шума и громкой музыки на организм подростка", "Влияние захоронений радиоактивных веществ на экологическую обстановку в Сергиево-Посадском районе", "Исследование природно-исторического комплекса "Корбуха" (Скитские пруды, Гефсиманский и Черниговский скиты)", "Красоты Туголянских озер", "Водопад Гремячий" — и так далее. Спектр широк, как видите. Для участников конференции это родные места. Дети изучают не какие-то абстрактные экосистемы из учебника, а свой родной край.

С программой исследования состояния родников в поселке Ферма мы победили в областном конкурсе и вышли на всероссийский. Там победить не удалось, но все равно опыт был очень интересен для нас".

О родниках на Ферме

"Мы изучали их несколько лет, проводили исследования, сравнивали результаты, обобщали их, делали выводы — все как в настоящей научно-исследовательской работе.

Конечно, у нас нет специальной аппаратуры. Но и сами, силами школьников, мы можем провести, например, замеры расхода воды в роднике. Если делать это систематически, видно, как меняется ее объем в зависимости от времени года, например. Можем самостоятельно оценивать чистоту и прозрачность воды. Провести мониторинг посещаемости родников, есть методики, с помощью которых это рассчитывается. Летом к фермовским родникам приходит 600-700 человек в день, зимой поменьше. Нас удивило, что они являются главной достопримечательностью поселка!

И, разумеется, мы обращались к помощи профессионалов. Нам помогали Роспотребнадзор, Центр стандартизации, Водоканал. Там есть лаборатории, в которых можно провести подробный анализ по множеству показателей — содержание вредных веществ, жесткость, наличие вредных бактерий и так далее.

В целом в фермовских родниках вода неплохая, пить ее точно можно, желательно кипятить. Так как ситуация от месяца к месяцу может меняться, за этим следит Роспотребнадзор. От года к году разные показатели могут,

конечно, меняться. Например, несколько лет назад, когда во время паводка возле Лесного озера затопило все овраги и смыло много всякого мусора, эта грязь попала в водоносные слои, что сказалось на родниках. Они расположены низко, это естественно. Было превышение по нитратам и некоторым другим веществам. По микробиологии тоже. Но потом, когда большая вода сошла, все выправилось".

Природоохранный десант

"В этом году мы участвовали в районной акции "Экологический десант". Для нас ценно, что инициатива в данном случае исходила не от взрослых, а от самих детей, в том числе от тех, кто занимается в нашем Дворце творчества, в школе "Я — лидер".

После того как снег сошел, обнажилось большое количество скопившегося за зиму мусора. Коммунальные службы не успевают его убирать, а в некоторых местах, за чертой населенных пунктов, например, и вовсе этого не делают.

Мы договорились, что поможем его убрать. Спросили мнение администрации Сергиева Посада на этот счет — там не возражали, но предложили нам площадки почему-то преимущественно вдоль дорог, а это опасно, машины ездят... В результате площадки мы выбирали сами.

В акции приняли участие больше двухсот ребят. Собирали мусор в разных местах — на детских площадках в микрорайонах, на склоне возле музея игрушки, у родников на Ферме и так далее. Мусора, конечно, много: бутылки, банки, обертки... Все, что угодно, вплоть до покрышек и мебели. Администрация нам помогла хорошо: предоставили мешки, перчатки, все собранное быстро вывезли".

Некоторые размышления

"Я считаю, что в школе нужен отдельный предмет "экология". Причем не факультативный, как сейчас, а обязательный. И изучать его нужно не на абстрактных примерах, а на местной природе, которая нас окружает. Это будет и понятнее, и эффективней в том смысле, что, возможно, дети станут к ней бережнее относиться.

Экология касается каждого из нас, и если мы где-то что-то упустим — страдать будут все, на другую планету не улетишь. Человеку нужно выходить на природу, общаться с ней и при этом не бояться, что земля опустеет. А у нас в Сергиевом Посаде нет даже ни одного парка, где можно было бы прогуляться.

Очень важно воспитывать экологическую культуру у ребят — не сорить, не ломать, не уничтожать, беречь и сохранять хотя бы то, что есть. Не говоря уже о новом, о тех же парках, например.

Думаю, что в целом экологическая обстановка у нас за последние лет пять скорее улучшилась. Стало поменьше мусора, но его стали лучше убирать, а не меньше разбрасывать вокруг себя, как хотелось бы.

Есть такое явление в природе — когда живое существо растет, оно как бы запечатлевает окружающую обстановку, и она становится для него привычной и значимой. То же относится и к людям. Дети — они запоминают то, что видят вокруг себя.

И если они с ранних лет будут видеть мусор на улицах, детских площадках, у родников и на берегу озера или пруда, они к этому привыкнут. И в дальнейшем такая обстановка не будет вызывать у них никакого внутреннего протеста, они и сами будут мусорить там, когда вырастут. Этого важно избежать. И мы, взрослые, в ответе за это".

Записал Александр ГИРЛИН

Газета "Вперёд"