БОРЦЫ С "ЛЕНИВОЙ СМЕРТЬЮ"

21 июля 2009 12895

Еще во времена далекого средневековья человечество охватила страшная беда. Болезнь дьявола — так в народе именовалось опасное инфекционное заболевание лепра, или проказа. Сами прокаженные навсегда становились изгоями общества. А одно только упоминание о болезни приводило всех в ужас и оцепенение. Сейчас лепра относится скорее к числу экзотических заболеваний, о котором не принято говорить вслух. Но значит ли это, что страшная инфекция отступила и нам больше нечего бояться? Вот это мы и попытались выяснить у замдиректора Сергиево-Посадского филиала научного центра дерматовенерологии Владимира КОРОТКИХ.

— Владимир Константинович, когда говорят о вашем центре, то в первую очередь упоминается слово "лепрозорий". Но насколько оно здесь применимо?

— Сергиево-Посадский филиал является преемником научно-исследовательской лаборатории иммунохимиотерапии лепры. Он представляет собой клинику и опытно-экспериментальное производство, что, по сути, и есть лепрозорий. Главная цель нашего научного учреждения — не допустить распространения лепры на территории России. Ведь она относится к числу особо опасных и грозных инфекционных заболеваний. Для этого в специализированной лаборатории мы занимаемся поиском препаратов, которые действуют на иммунную систему и способствуют лечению недуга.

— Сейчас вы ведете только научные разработки или лечите?

— Конечно, сейчас мы лечим больных. Но, кроме этого, филиал осуществляет контроль за выписанными амбулаторными пациентами. Ведь мы должны быть уверены в том, что заболевание не распространяется и население защищено от этой страшной инфекции. В нашем филиале также проводится осмотр приезжих граждан, которые обратились за получением справки для устройства на работу. Дело в том, что есть ряд заболеваний, которые необходимо исключить при трудоустройстве. В их число входят гепатит, туберкулез, ну и, конечно, лепра. В противном случае наши иностранные гости могут привезти нам "привет" из теплых краев... У нашего филиала узкоспециализированная профильная направленность. Поэтому мы лечим только больных с диагнозом "лепра".

БОРЦЫ С «ЛЕНИВОЙ СМЕРТЬЮ»

— Почему так исторически сложилось, что лепрозорий возник именно здесь — в поселке Зеленая Дубрава?

— Лаборатория иммунохимиотерапии лепры была преемником Загорского лепрозория, который был образован в 1936 году. И его главной задачей являлась изоляция больных лепрой, инфицированных на территории нашей области. Раньше не было эффективных способов лечения заболевания. Единственной гарантией защиты граждан от этой опасной инфекции была изоляция заболевших. Поэтому и решили выбрать именно это место.

— Долгое время "патриархом" вашего медицинского коллектива считался заслуженный врач России Владимир Константинович Стекловский. Он до сих пор работает или ушел на заслуженный отдых?

— Вклад Владимира Константиновича в развитие лепрозория, действительно, огромен. Он работает в нем почти с самого основания. Стекловский и сейчас трудится в лепрозории главным врачом, несмотря на свой преклонный возраст (ему уже 94 года). Он продолжает заниматься наукой и передает свой богатый опыт новому поколению.

— В средние века проказу называли "ленивой смертью". Но правда ли, что не все случаи заражения смертельны? И далеко не каждое прикосновение к заболевшему "дьявольским недугом" ведет к инфицированию?

— Я бы провел следующую аналогию. Возбудителем туберкулеза является палочка Коха, а возбудителем лепры — бактерия Хансена. В чем-то эти заболевания схожи.

По данным ВОЗ, к 25 годам все население земного шара инфицируется палочкой Коха, но далеко не все заболеют. То же самое можно сказать и о случае с лепрой. Если организм находит в себе силы для подавления проказы, то она проходит незаметно. Поэтому можно предположить, что лепрой можно инфицироваться несколько раз, но при этом не заболеть. Хотя латентный, то есть скрытый, период этого заболевания может достигать 20 лет.

С давних пор в обществе бытует заблуждение о том, что стоит только прикоснуться к "прокаженному" и ты сразу заразишься. Но это не так. Все зависит только от иммунной системы человека. Вообще наш организм осуществляет достаточную защиту от всех видов болезней. Поэтому не каждое прикосновение к больному может окончиться заражением.

— Что можно сказать о путях передачи лепры? Только ли через прикосновение можно заразиться?

— Конечно, на этот счет существует немало гипотез. Это явно не единственный путь передачи заболевания. Заразиться можно также воздушно-капельным путем. Но точной уверенности в том, как передается лепра, все-таки нет.

— Насколько сегодня эффективно ее лечение?

— Сейчас лепра лечится на 100%. Но особенность этого заболевания в том, что оно приводит к инвалидности и утрате трудоспособности больного. Мы решаем проблему таким образом, что пациент полностью излечивается и не представляет опасности для общества. Результат во многом зависит от того, в какой стадии к нам поступил больной.

— Можно ли избавить планету от болезни Хансена, как победили другие недуги, вроде полиомиелита?

— Дело в том, что все в мире сбалансировано, и уничтожение какого-либо возбудителя может привести к сбою. Я считаю, что лепру не нужно полностью искоренять. Безусловно, болезнь нужно предупреждать и лечить, но не уничтожать. К примеру, мы победили оспу, и внезапно появился СПИД. Так не возник ли он в результате того, что была уничтожена оспа?! И еще не известно, что произойдет, если мы избавимся от лепры. Врачам же, в первую очередь, нужно решать вопросы защиты, лечения и социальной адаптации этих больных.

— Насколько часто сейчас в стране выявляют случаи заболевания лепрой?

— Какой-то конкретной статистики я не могу привести. Но, безусловно, болезнь идет на спад, и мы неуклонно снижаем показатель распространенности лепры. Последний случай заболевания на территории области был зарегистрирован в 2007 году.

— Что способствует появлению лепры на территории России?

— К числу причин можно отнести комбинацию различных факторов. Это и возросшая туристическая активность, и значительное ослабление иммунитета у населения, и снижение контроля за заболеванием в странах СНГ, граждане которых нередко становятся нашими гостями. Кроме того, заболевание имеет исторические природные очаги, где риск заражения лепрой невероятно высок. В частности это Египет, Арабские Эмираты, Индия, Африка, Азия и Латинская Америка.

— Что можно сделать, чтобы не заразиться во время поездки, например, в Индию или Африку?

— Профилактических прививок для данного заболевания нет. Поэтому единственный защитник нашего организма — наш собственный иммунитет. И если иммунная система будет в тонусе, заболевание пройдет практически незаметно.

— Стало ли сложнее работать в условиях кризиса? Как сказалось на вашей работе сокращение возможностей бюджета и резкое подорожание импортных препаратов?

— Пока государство делает все возможное для полноценного развития научного центра. Поэтому никаких негативных влияний кризиса на себе мы не ощущаем.

— Какие новые научные разработки проводятся сегодня в вашем центре?

— Сейчас наши силы направлены на совершенствование нового препарата для лечения лепры. Мы пытаемся снизить уровень его токсичности и выявить эффективные дозы данного медикамента. А также мы занимаемся определением его сочетаемости с другими лекарствами, например, витаминами и биологически активными добавками.

— В настоящее время какие кожные заболевания наиболее опасны для населения страны?

— В первую очередь я бы отметил венерические заболевания. Опасны также и грибковые инфекции. Сейчас к группе дерматовенерологических заболеваний стали относить гепатит В. Его вполне можно добавить к этому списку.

— Как обеспечивается безопасность при работе с бактериями? Насколько хорошо защищен персонал?

— Наш персонал защищен в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляются при работе с особо опасными инфекциями. Достаточно сказать, что за всю историю существования лепрозория не было ни одного случая заражения медицинского работника данной патологией. Самое главное — соблюдать правила личной гигиены и не находиться в контакте с пациентами больше, чем того требует та или иная манипуляция.

— Если говорить о перспективах и планах на будущее, есть ли какие-либо новые идеи по развитию лепрозория? Что вам для этого потребуется?

— Безусловно, основная идея, которая проходит красной нитью через всю работу лепрозория, — это защита граждан России от инфицирования и заражения лепрой. Еще один важный вопрос связан с возможностью социальной адаптации наших пациентов. Вся проблема в том, что в обществе до сих пор существует негативное отношение к больным, которые перенесли лепру. Поэтому наша главная задача — сделать все, чтобы эти люди не чувствовали себя изгоями. Для этого нам понадобится поддержка правительственных структур и средств массовой информации. Совместными усилиями мы должны объяснить всем жителям России, что больные лепрой такие же люди, как все мы.

Мария ЖДАНКИНА

Фото Элианы ГУНИНОЙ

Газета "Вперёд"