Главные новости
Все, наверно, кто ездил электричкой в Москву, хоть раз видели безбилетных пассажиров, оббегающих контролеров, — попросту "зайцев". Сейчас не редкость необдуманное поведение тех и других, что и натолкнуло автора к написанию этих строк.
Следует сразу признать, что, будучи опытным безбилетным пассажиром, автор обходит молчанием многие способы, применявшиеся против "зайцев", весьма эффективные, существовавшие ранее в других экономических условиях, но то ли забытые, то ли неведомые для кассиров-контролеров. Молчанием будут обойдены многие вопросы об ответственности, правонарушениях и т. д. Также следует оговориться, что ниженаписанное — не призыв к безбилетному проезду и не моральное оправдание такого поведения. Не говорится и о тактических основах безбилетного проезда — я думаю, они и так понятны тем, кто постоянно пользуется пригородными поездами.
Первое, что все отмечают положительного в безбилетном проезде — это полезность небольшой физической нагрузки для современного малоподвижного человека. Второе же, что следует отметить, это психологическая составляющая — любой дипломированный психиатр (или хотя бы психотерапевт) скажет, что "зайцы" не болеют рядом отклонений (например, истерическая психопатия), потому что главный критерий для разграничения нормы и патологии — социальная адаптация. А "зайцы", очевидно, по ряду показателей, лучше адаптированы к конкретно сложившимся социальным условиям.
Еще одно преимущество — частые поездки "зайцем" лучше развивают способность к невербальному общению. Всем, наверное, известен феномен высокой невербальной интуиции слепых. Так и здесь по ряду показателей опытный "заяц" чувствует приближение контролеров. Понимает он это, например, по языку телодвижений и мимики отступающих безбилетных пассажиров. Еще одно "преимущество" такого проезда — безбилетные пассажиры меньше других интересуют представителей криминала и попросту хулиганов (оных, как известно, немало), ищущих жертву, скажем, для разбоя или грабежа.
Существует распространенное мнение, что "заяц" должен уметь быстро бегать, и это практически все, что необходимо для перебежки в уже проверенные вагоны. Это далеко не так, “заяц” должен думать (ну, почти мыслить — шутка), причем принимать решения очень быстро (как в бою, различие только в цене неверного решения). В расчет идет все — количество проверяющих контролеров, скорость их движения, сколько групп контролеров проверяют поезд, "отступают" ли они в проверенные вагоны для поимки забегающих "зайцев". Также важна скорость движения поезда, остановки, пассажиропоток (или трафик), его соответствие расписанию, ремонтные работы, тип состава, количество вагонов, даже отношение машиниста к "зайцам". Возможно (очень часто в последнее время), состав проверяется двумя группами контролеров. В расчет обязательно берется время стоянки поезда, ширина платформы, ее покрытие, количество пассажиров и, как это ни печально, следующие за этим составом электрички — в случае неудачи. Бывает же еще, что бегают в модельной обуви, даже на шпильках.
Существует также распространенное почему-то среди "зайцев" мнение, что лучше оббегать на станциях — это, как ни странно, далеко не всегда так. Например, когда поезд едет в Москву, после девяти утра оббегать по платформе Ашукинская лучше, чем в Софрине — платформа-то шире раза в два, пассажиров садится больше, а отступающие назад для отлова “зайцев” контролеры менее бдительны — не станция все-таки. Можно рассчитать, долго ли не останавливались пригородные поезда на определенных платформах. Есть еще много приемов, связанных, например, с траекторией пробежки и тому подобное. В последнее время опытный "заяц" зачастую не выбегает из поезда и не встречается с контролерами (просроченный билет или карта не применяются по стратегическим соображениям). Элементарно можно следить за тем, когда и сколько контролеров сядут в поезд, почему-то нередко садятся в середину и идут в оба "конца" ("где начало того конца, которым оканчивается начало" — К. Прутков). В таком случае между тамбурами шестого и седьмого (если их двенадцать) вагонов можно пройти совершенно спокойно в проверенную часть поезда, благо группы контролеров начинают проверку в разное время и не прикрывают "тылы" друг друга... Когда поезд проверяют две группы контролеров, запросто можно оббежать в непроверенную часть состава. Как говорит одна мудрая японская пословица, в таких случаях "очень хорошо, тоже плохо", в смысле оббегать много вагонов иногда плохо. Эта же пословица справедлива для тех случаев, когда "зайцев" много, что характерно для наших дней.
К сожалению, современные "зайцы" малосолидарны и редко делятся информацией о движении, количестве проверяющих... Ушли в прошлое те времена, когда первые вбегающие в вагон "зайцы" дергали стоп-кран, чтобы успели все безбилетники, причем иногда дергали в нескольких вагонах. Правосознание таких зайцев формировалось, скорее всего, не в советскую эпоху, когда за необоснованно сорванный стоп-кран в поезде была уголовная ответственность... Причина в современной слабой солидарности зайцев, наверно, в том, что оббегать стало гораздо легче, а, как известно, в тех местностях, где прожить одному легче, добрососедские отношения встречаются реже... (сравните север и юг России).
Это тактика проезда "зайцем".
Стратегия же такого проезда заключается в том, чтобы знать контролеров в лицо и по особенностям проверки составов, никогда не попадаться (принципиально). Поверьте, во многих случаях лучше на платформе остаться, если был расчет на другие электрички, особенно при плотном движении составов. Еще надо знать станции, где есть отделы линейной милиции...
На "зайцев" бывают и “облавы”. Раньше были эффективные, но не изменяющие некоторую сущность "контролеров-ревизоров". Сейчас можно редко встретить группу по восемь "кассиров-контролеров", отступающих назад на четыре вагона и более... Противодействие одно — не медлить, а быстро бежать.
Странно, но в правовом смысле, особенно на практике, "зайцы" почти чисты перед законом. В расчет следует обязательно брать: кто проверяет поезд, "кассиры-контролеры" или "контролеры-ревизоры" (формально существуют еще "ревизоры-инструкторы"), соответственно у них отношение к своим обязанностям разное. Существует правонарушение по КоАП — статья 11.18 пункт первый "безбилетный проезд в пригородном поезде... влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей". Почему-то первое, что вспоминается — это то, что немецкие национал-социалисты, расстреляв один раз безбилетников в городском трамвае, на время своего правления решили эту проблему. Все-таки членство в Совете Европы и, как следствие, мораторий на смертную казнь — это благо для общества.
Хотя, практически, в наши дни в поезде, за редкими исключениями, можно встретить только разъездных кассиров, продающих билеты. Штрафы почти не взимаются еще со времен образования ОАО "РЖД".
На практике безбилетного пас- сажира можно только высадить с поезда. Благо милиция далеко, а попадать к ней, даже ничего фактически не нарушив, не хочется, поэтому автор этих строк не ездит "зайцем" в метро (там видеонаблюдение и милиция). В пригородных электричках совсем другая атмосфера: сам же видел, как после отмены льгот на проезд в начале 2000-х бегали от контролеров и сотрудники правоохранительных органов в форме, еще вчерашние школьники, а сегодня курсанты…
Одним словом, безбилетный проезд в электричке — иногда не просто часть образа жизни, это уже часть вашего мировоззрения.
Глас народа
Кстати, статья В. Пимонова "Зайцы" будут гибнуть?" вызвала довольно оживленное обсуждение на сайте www.sergiev.ru. Некоторые мнения показались нам интересными.
Главный редактор
Эта статья оправдание безбилетников? Если да, то я не поддерживаю автора. Платить за проезд нужно, тогда комфорт в поездах будет повышаться и можно ожидать улучшения сервиса, тем более что РЖД — одна из немногих крупных организаций, где заметны серьезные перемены даже простому пассажиру.
vvp
Главный редактор, а вы часто ездите в Москву? Про "серьезные перемены" — ради бога, не смешите... И еще про цену, в 2007 году, когда контролеры брали с нас 30 рублей, РЖД предложил ввести штраф 100 рублей. Тогда антимонопольный комитет не дал им ввести эту "прогрессивную" расценочку... Так они решили действовать "тихой сапой". Ну, не 100, так 50. Правильно тут писали, была бы адекватной цена — многие платили бы.
Главный редактор
Конечно, адекватную стоимость проезда мне трудно оценить, но...
Про "серьезные перемены" я не шучу. Посмотрите, как преобразились вокзалы в Москве, Мытищах, Пушкине. Все станции и платформы регулярно ремонтируются и красятся. Потихоньку появляются новые поезда, хотя, конечно, хотелось бы большего их количества и скоростей. Все работники получают заработную плату, а в некоторых населенных пунктах это единственное предприятие, выплачивающее зарплату.
Давно уже прошли те времена, когда нужно было кричать о неадекватных ценах. Не нравится сервис — пользуйтесь автобусом, личным транспортом. Тем более что повышение цены прямо пропорционально вашим неплатежам. Чем меньше людей платит за проезд, тем выше должны быть цены, чтобы РЖД не работало себе в убыток.
Домовенок Элис
Мне, например, как простому пассажиру за пять лет практически ежедневных поездок серьезных перемен не видно, кроме повышения цен на билет и введения очень неудобной штуки в виде турникетов. Вот когда мне в поезде будет комфортно и сервис будет нормальным, вот тогда я с удовольствием заплачу эти несчастные 112 рублей. Хотя все равно, я считаю, что это неоправданно высокая цена за проезд на электричке. На машине или автобусе получается примерно столько же.
Чтобы получить прибыль, любая компания должна сначала сделать вложения и хороший сервис, а потом с этого получать что-то. А у нас все наоборот: сначала повысим плату за проезд в свинарнике, но зато пообещаем комфорт на потом... когда дорогие пассажиры начнут платить. Вот и замкнутый круг...
Главный редактор
Каждый раз, когда я приезжаю на электричке в Москву, я вижу, как убираются в поездах. Не стоит говорить, что РЖД ничего не делает, ведь не они бьют стекла в поездах, ломают двери и сиденья, оставляют мусор.
Аналогичную ситуацию вижу регулярно у дома — каждое утро дворник собирает мусор, но вечером я опять вижу разбросанные пакеты, бутылки, хлам.
Если мы хотим изменить жизнь, начать перемены нужно с себя.
Lisa
По-моему, "зайчикам" не особенно важен сервис — просто, если возможно деньги не платить, они все равно платить не будут. Я и сама ездила в "универ" "зайцем", хотя денежки мне родители на проезд давали, их намного приятнее было потратить на другое; сейчас стало стыдно...
Только почему вы не критикуете автобусные услуги и не пытаетесь там проехать "зайцем"? Потому что там это невозможно! И пахнет там не особо лучше, и пробки, и с точки зрения безопасности не очень, а цена такая же, как и у РЖД...
ValeS
"У Государства сколько не воруй — все равно Своего Не Вернешь!"
Народная мудрость — она тоже за "зайцев"!!!
ValeS
А вы уверены, что 224 руб. — это адекватная и обоснованная цена за проезд туда и обратно. Кто ее обосновывал? У нас же антимонопольные органы не работают, и какую цену назначит МПС — так и будет. А туда включены и стоимость содержания "Локомотива", и загородных резиденций, и санаториев-курортов, и много чего еще (как в цене за газ, например, стоимость вертолетных ВИПохот в заповедниках). Не забывайте также о зарплатах и премиях руководящего состава, которые несколько отличаются от средней в стране. Теперь вспомним про уровень пенсий — и получается, что наш пенсионер (а часто и рабочий человек) не может свободно перемещаться даже в пределах области. А на Западе пенсионеры свободно перемещаются по всему миру...
Я "зайцев" не осуждаю.
АБРА Кадабра
Боюсь, что сколько денег ни плати, а, извините за выражение, бомжей по утрам в вагоне не уменьшится, грабителей в поездах тоже не уменьшается. Очень обидно, что платишь за проезд, как порядочный, а тебе приходится сидеть в, еще раз простите, вонючем вагоне; а еще обиднее, когда ты едешь домой после работы усталый и тут тебе удар по голове битой, мало того, что обчистили, так еще и травму нанесли. Вы будете говорить, что РЖД здесь ни при чем — они не виноваты. А как же так тогда??? Деньги получать надо, а ответственность нести не надо??? Слепой глухого не поймет!
Reseda
Уже шестой год езжу в Москву, преимущественно "зайцем", иначе на проезде можно разориться. Выхожу на станции “Москва-3”, никаких турникетов, топаю до метро минут 15. Если бы стоимость проезда была адекватной, скорее всего, платила бы, а так куда деваться, приходится заниматься физкультурой.
ValeS
И это правильно, тем более что физкультура — полезна! Полностью поддерживаю и одобряю. По словам товарищей, которые часто мотаются в Москву, на Ярославском вокзале в конце платформ есть ступеньки и можно спуститься и пройти на пассажирскую платформу. Идти придется, правда, далеко, она длинная. Они просто на нее залазят (та же физкультура), но девушка залезть не сможет, высокая, зараза!
Mansun
Там уже стоят дяденьки, которые не всем дают залезть и совершать другие акробатические маневры. Я искренне жду, когда на Ярославском вокзале растянут колючую проволоку. Электричество к ней провести — уже проблем не будет.
Сергей МАКСИМОВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?