"ПЛАЦДАРМ" РАСШИРЯЕТ ТЕРРИТОРИЮ ПОИСКА

19 октября 2009 3866

Московская областная молодежная общественная организация «Военно-патриотическое поисковое объединение «Плацдарм» была создана в 2006 году и объединяет поисковые отряды Сергиево-Посадского, Пушкинского, Мытищинского, Щелковского, Красногорского, Балашихинского районов, городов Королев и Дзержинский. А возглавляет «Плацдарм» наш земляк, работник ЗОМЗа Константин Смирнов (кстати, и юридически организация зарегистрирована в Сергиевом Посаде).

Наша справка

История создания большинства поисковых отрядов берет свое начало с 1989 года, когда в Новгородской области прошла первая официальная «Вахта Памяти». С тех пор члены Военно-патриотического объединения «Плацдарм» работали на территории Новгородской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Смоленской, Тверской областей, в Республике Карелия, а также на территории Украины — на сопках Аджимушкая и в катакомбах близ Одессы, где находились партизанские базы. Увековечивание памяти павших защитников Отчизны включает в себя серьезную архивную работу, разведку на местности, поисковые экспедиции, захоронения непогребенных останков погибших солдат и офицеров Красной Армии, установление судеб пропавших без вести, розыск родственников по вкладышам «смертных» медальонов, создание музеев поисковой работы и проведение в них экскурсий для жителей, участие в военно-спортивных играх «Защитник Отечества»…

«ПЛАЦДАРМ» РАСШИРЯЕТ ТЕРРИТОРИЮ ПОИСКА

— Константин, расскажите, как для вас лично начинался путь в это движение?

— Сам я коренной загорчанин — родился на Кировке, учился в 4-й школе, а затем №14 (там сейчас и мой 13-летний сын учится). В 1985 году поступил в Рижское высшее военное авиационно-инженерное училище (специальность — авиационная электроника). И уже когда был на 4-м курсе (это был 1989 год), наш преподаватель по тактике майор Фролов (кстати, офицерская «косточка» во многих поколениях — его предки служили еще в русской царской армии) привлек нас к новому тогда движению. Ведь в тот год был брошен призыв о проведении 1-й Всесоюзной «Вахты памяти» (тогда и Латвия входила в единый и могучий СССР). И мы в составе первого в Союзе курсантского поискового отряда поехали в Новгородскую область — в так называемую «Долину смерти», где близ селения Мясной Бор была практически полностью уничтожена 2-я ударная армия под командованием генерала Власова. Из 90 тысяч бойцов и офицеров из окружения через сплошные болота меж двух речек вышли лишь единицы! И с того лета — вплоть до 1996 года — мы каждый свой отпуск проводили в «Долине смерти». Ведь когда мы в 1990 году закончили в Риге высшее военное училище и разъехались по всей огромной стране по частям, то не бросили заниматься поисковой работой. И создали офицерский поисковый отряд «Честь и долг» (к тому времени я уже служил на известном всем военным аэродроме «Чкаловский» под Москвой). В течение каждого поискового сезона мы проводили перезахоронение трех-трех с половиной тысяч найденных в этой болотистой местности останков наших солдат.

С 1997 года по 2006-й главным объектом нашего внимания стали легендарные Синявинские высоты в Ленинградской области. Интересное наблюдение: в Карелии останки солдат лежат в земле практически без оружия — это значит, что после боев прошли трофейные команды, собрали пригодное оружие для сдачи в действующие части или же утопили в многочисленных карельских озерах. А вот в Ленинградской области — почти сплошь с оружием (лишь затворы в стороны отброшены).

«ПЛАЦДАРМ» РАСШИРЯЕТ ТЕРРИТОРИЮ ПОИСКА

— В 2000 году вы, Константин, вернулись в родной город — теперь Сергиев Посад. И поступили работать на Загорский оптико-механический завод…

— Да, и почти сразу же я организовал здесь поисковый отряд «Пересвет», который и до сих пор действует при Дворце творчества детей и молодежи (и входит в наше объединение «Плацдарм»). Что касается моего первого наставника в поисковом движении Валентина Васильевича Фролова, то он в звании подполковника уволился в запас и живет сейчас в Кронштадте. Мы, его питомцы, по-прежнему поддерживаем с ним контакт, советуемся по разным вопросам (хотя я и сам уже стал за это время подполковником).

— Наш поисковый сезон продолжается с апреля по октябрь, — продолжает свой рассказ К. Смирнов. — Сейчас в нашем объединенном отряде насчитывается 170 человек (из них 15 — из Сергиево-Посадского района). У нас наладилась дружба с социальным приютом «Надежда» из поселка Реммаш — старшие ребята (а берем мы только с 14 лет) уже выезжали в наши экспедиции. Сразу скажу, что за нынешний поисковый сезон нашими бойцами найдено и перезахоронено 508 погибших воинов Красной Армии (из них 20 обрели свои имена — были найдены посмертные медальоны и другие документы). Параллельно мы ищем и родственников забытых Родиной красноармейцев — вот и в этом сезоне такие уже у нас есть.

9 октября под городом Вязьмой Смоленской области прошло с воинскими почестями перезахоронение останков девяти найденных поисковиками «Плацдарма» бойцов. Причем записку в одном из «смертных» медальонов, несмотря на то, что она пролежала в земле 68 лет, удалось восстановить нашим друзьям-экспертам из Вологды (ведь на официальную экспертизу в серьезные научные учреждения у нас просто нет средств). Погибший — Ардалионов Александр Николаевич, сержант, уроженец деревни Ухора Летошицкого сельсовета Воловского района Ленинградской области (год рождения указан не был). В случае своей гибели он просил сообщить об этом своему отцу — Ардалионову Николаю Ардалионовичу. Поэтому большая просьба: если кто-то из прочитавших чем-либо может помочь, чтобы выйти на родных погибшего за Родину молодого парня, будем очень признательны. В этой конкретной ситуации мы уже успели связаться с членами поискового отряда из города Кингисеппа, недалеко от которого и располагалась деревня Ухоры. Но наши коллеги сообщили на днях по телефону, что селения этого уже нет на картах Ленинградской области…

— …Оно в своем роде повторило судьбу своего земляка, ушедшего через околицу на районный сборный пункт. Без вести пропал Ардалионов Коля, и в мирные уже дни «без вести пропала» его родная деревенька Ухоры, что располагалась близ города-героя Ленинграда. Грустно все это сознавать — у меня самого до сих пор четверо родных дядьев, старших братьев моей мамы, числятся как «без вести пропавшие». Бабушка Ирина Леонтьевна получала за них пенсию в 60-е годы — 12 рублей, то есть по 3 рубля за одного сына. А когда сделали 18 рублей — ее искренней радости не было предела! Но приходилось постоянно ходить в лес, драть лыко на сдачу в заготконтору — денег в колхозе практически не платили. От слез за долгие годы бабушка почти ослепла — материнское горе никакой пенсией не «умаслишь».

Здесь я могу добавить, что в годы Великой Отечественной войны родным тех солдат и офицеров, которые пропали без вести, вообще было не положено никакой материальной помощи (даже соседи посматривали косо). Хоть и не предатель вроде, а куда-то пропал... А потому как в этой категории числились миллионы погибших воинов, то сколь ни горько это говорить — государство сэкономило на этом немалые суммы. И лишь после войны пенсии стали все же выплачивать.

— Константин, где за нынешний сезон побывали в экспедициях поисковые отряды возглавляемого вами «Плацдарма»?

— Мы постепенно расширяем зону своих выездов на места кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. За семь месяцев 2009 года вели кропотливую, порой просто физически очень трудную работу в Вяземском районе Смоленской области, в Бельском и Ржевском районах Тверской области, в Кировском районе Ленинградской области, в Суоярском районе Республики Карелия. Кроме того, мы участвовали в акции «Имя твое, солдат!» — в поиске погибших и пропавших без вести красноармейцев по электронным базам Министерства обороны РФ и других «силовых» ведомств. В сентябре приняли участие в выставке «Символ Отчизны», проходившей на ВВЦ-ВДНХ — там собрались все военно-патриотические объединения Московской области, и потом обмен информацией и опытом работы был очень полезен для всех участников. А 23 сентября в международном выставочном центре «Крокус-Экспо», где проходила традиционная выставка «Подмосковье-2009», наше поисковое объединение «Плацдарм» наградили Благодарственным письмом Министерства по спорту, туризму и молодежной политике Московской области и ценным подарком.

— Знаю, что на днях вы совершили неблизкий путь — в Ленинградскую область и Карелию…

— Да, там прошло торжественное закрытие Всероссийской «Вахты Памяти-2009», посвященное 65-й годовщине освобождения Ленинградской области и Карелии от фашистких захватчиков, 20-летию поискового движения в Ленинградской области и в ознаменование Года молодежи в Российской Федерации. Московскую область на этом форуме мы представляли вдвоем с командиром поискового отряда «80-й километр» из города Дзержинский Михаилом Стукаловым.

В завершение выражаю огромную благодарность всем организациям, которые в столь нелегкое время находят возможность оказать помощь нашим ребятам, которые спустя годы добираются на места бывших сражений не за наживой, а стараются закончить ТУ ВОЙНУ и по возможности изменить графу в учетной карточке военнослужащего: «Место гибели: ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ». Ведь пока не захоронен последний солдат, война не считается законченной!

Александр ШОРНИКОВ

Газета "Вперед"