Главные новости
Если бы только знал Дункан Маклауд (а вернее, актер, сыгравший длинноволосого шотландского горца в одноименном сериале), каким эхом отразится его появление на экранах в далеком Сергиевом Посаде! Вряд ли бы он мог предположить себе вот такой диалог:
Учитель: Если не пострижешься, я отрежу твой хвост прямо в классе!
Ученик: Ни за что! Это мой хвост!
Занавес.
Опрятность как оружие
Эта история случилась несколько лет назад в одной из местных школ. Семиклассник настолько вдохновился экранным образом, что отрастил гриву даже пышнее, чем у знатного и гордого шотландца. Директору это преклонение не понравилось, и он в ультимативной норме потребовал хвост отстричь. Так продолжалось две недели: по вечерам на экране размахивал мечом Маклауд, днем воображаемыми ножницами пощелкивал директор.
Однажды утром прилежный обычно ученик просто-напросто отказался идти в школу. Уступать в этой битве не хотела ни одна сторона. Когда отношения стали невыносимыми, ребенка забрали в другую школу, где оценивали не внешний вид, а знания. На том битва утихла.
По прошествии нескольких лет мама того ученика не может назвать ни одного рационального замечания директора. По ее словам, все в конфликте сводилось к эмоциям, где главный аргумент — не положено волосам ребят быть длинными. Она удивлялась: ее сын ни разу не пришел в школу с немытой головой, не имел проблем с успеваемостью, но почему-то гнев пал именно на него.
Ключевым словом в ее истории стало слово "опрятно". Как правило, в учебном заведении есть документ, который помимо прочего регламентирует внешний вид воспитанников. Ученик должен быть, согласно этой бумаге, "опрятным". Звучит хорошо, но толку от того — ноль. Для одного педагога опрятность сводится к тому, чтобы пирсинг студента при ходьбе не звенел, а другому во имя порядка требуется обрядить всех в камуфляж.
Теперь тот парень, что так любил кино про Маклауда, учится на втором курсе института. Хвост его укоротился, но не по велению старших товарищей, а потому, что наш герой сам так решил. Да и удивить хвостом после школы стало труднее — в вузе куда больше свободы, и в одной аудитории встречаются представители противоположных группировок: хиппи списывает у скинхеда, панки и эмо сбегают с лекций в кино, и только оставаться обычным и "опрятным" здесь считается большой смелостью.
Свобода, равенство и братство
"У нас много таких ребят, кто перешел сюда из-за плохого отношения в других местах", — заговорщическим шепотом сообщает провожатая в колледже игрушки. Мы идем по длинному коридору, поднимаемся по лестнице. Там, в одной из аудиторий, нам обещают интересную встречу.
Юна Даньяловна Некрылова преподает английский. Она работает в колледже не первый десяток лет, но каждый раз не перестает удивляться, когда на занятия к ней приходит новая группа. А иногда даже падает в обморок от внешнего вида ребят — причем в буквальном смысле.
"К этим двоим я, честно говоря, до сих пор побаиваюсь подходить", — признается она. У одного из этих студентов был невообразимый пирсинг, второй шокировал преподавательницу розовыми ногтями. "Когда он показал руки, это было так неожиданно, что я почувствовала, как теряю сознание. Я побледнела, сказала: "А у вас розовые ногти..." В этот мо-мент он, видимо, все понял — больше такого я не видела". К счастью, с пирсингом у другого студента все тоже обошлось — все свои заклепки (числом то ли 16, то ли 17 — сведения преподавателей расходятся) он одну за другой перенес... на обложку тетради. Но не случайно первые впечатления называют самыми стойкими — преподаватель до сих пор вспоминает эти дни с легким трепетом.
Но однажды ей самой захотелось ощутить себя в образе "гота". Напомним: самым ярким внешним проявлением этого стиля в представлении людей непосвященных считается тяга к черному. И Юна Даньяловна поставила эксперимент: по такому поводу пришла на занятия во всем черном, одолжила у студентов все-возможные металлические украшения и... И поняла, что этого мало. Заглянула к преподавательнице, которая имеет дело с тканями, и нашла у нее черный парик.
Когда этим париком она внесла последний штрих в свой образ, на глаза ей упала черная челка. Тогда-то Юна Даньяловна поняла: так популярная спадающая на глаза челка — это не что иное, как защита от неприятных внешних раздражителей или воспоминаний.
С железками не расставайтесь
Несмотря на то, что правила работы с деревообрабатывающим станком требуют носить строгий белый халат, про пирсинг в них нет ни слова. Это хорошая новость для Саши Рыбина. Он учится на технолога деревообработки в том же колледже игрушки, и его лицо украшено гвоздями и колечками как минимум в трех местах.
Преподаватель как будто этого не замечает. Лояльны к причудам сына и родители. Но если когда-нибудь колледж решит ужесточить правила и возникнет выбор между учебой и пирсингом, тогда металл придется снимать, говорит Саша. Но только на время занятий — эти кусочки металла стали частью его, и никакие правила не смогут разлучить их, пока он сам того не захочет.
Бусы, свободная клетчатая рубаха, длинные волосы и "феньки" — вязаные, плетеные и кожаные браслеты, которые дарят в знак дружбы, — это его коллега Ваня Шаталин. Он признается, что в колледже в плане стиля одежды единомышленников у него нет. Но это его, похоже, тоже не смущает. Он понял, что выглядеть как все неинтересно, еще в классе четвертом и по сей день этим вполне доволен. На его футболке и в наушниках на паузе — любимый музыкант Веня Дркин. Впрочем, в присутствии преподавателей он утверждает, что на лекциях музыку не слушает.
Наверное, Ваня зря осторожничает. Преподаватель гуманитарных дисциплин в колледже Анна Марвина убеждена, что художникам можно позволить даже наушники, если это настраивает их на правильную волну. Что интересно, в итоге запоминаются не те студенты, кто хорошо зубрил и учился, и не те, кто оригинально выглядел, а те, кто показал себя как личность, утверждает Анна Андреевна.
Запрет оправдан
Вряд ли такое можно услышать в профессиональных училищах. Эти учебные заведения в большинстве своем поменяли названия, но сохранили дух строгости, и порядки там в чем-то внешне напоминают военные. Возможно, это всего лишь впечатление, однако в некоторых случаях строгость более чем оправдана.
"Повар — это лицо организации", — преподаватель кулинарного мастерства Венера Зарипова в училище № 22, что на Кировке, убеждена, что на репутацию организации влияет то, насколько свеж и улыбчив повар.
Главные запреты в этом искусстве касаются волос, которые нужно прятать, а также рук и ногтей — чистота и никаких порезов. Маникюр запрещен. Легко соскальзывающие кольца, браслеты и часы — табу. Не зря среди поваров ходят свои страшилки о людях, сломавших зубы о кольца в котлетах.
Истории о попавших во фрезеровочные станки волосах также живут в далеком прошлом, но студентам-станочникам по-прежнему не разрешают отращивать волосы. Самое "страшное", что мы увидели в мастерской, была прическа, едва закрывающая шею.
Они работают с железом, но прокалывать собственное лицо им не велят. Мастер производственного обучения Наталья Косицына настаивает на том, что настоящий добросовестный рабочий никогда не позволит себе такие вольности. "Когда наступает лето, мы не разрешаем... — Наталья Викторовна делает паузу, — не рекомендуем ходить в шортах и сланцах".
Перенесемся обратно в колледж игрушки. Если бы Аня Александрова захотела, то могла бы стать модельером по профессии, но сама она всячески открещивается от этой перспективы. Ее облик — классика жанра: черные кофта, джинсы и тяжелые сапоги. Довершают картину черные перчатки. "Но это потому, что мне холодно", — утверждает Аня.
У нее мало друзей, свободное время она проводит дома за просмотром шедевров японской анимации. Недавно начала учиться играть на клавишных, купила синтезатор и бацает теперь "металл". Радуется, что закончила школу, где дети обычно не церемонятся с теми, кто на них непохож.
То, как меняются студенты за три-четыре года, можно увидеть на примере дизайнера Лены Андреевой. Лена заканчивает колледж и теперь собирается получить педагогическое образование. Признается, что жесткое давление никогда не станет ее методом. Единственным намеком на ее бурное прошлое можно считать едва заметный шрам от пирсинга в районе брови.
В остальном внешний вид Лены порадовал бы поборников той самой "опрятности". Вот только пришла бы она к нему, если бы поборники на этом настаивали?
Школьный "парикмахер" уволен
Насильно постригший ученика педагог уволен, мама школьника приходит в себя после попытки самоубийства — так закончился скандал, разыгравшийся в прошлом году в Чебоксарах. После того как семиклассника школы № 53 Илью Юринова постригли прямо в кабинете директора, его мама написала заявление в районную прокуратуру. Узнав, что ее сыну грозит отчисление, она попыталась свести счеты с жизнью. Юристы нашли нарушение сразу трех законов — закона об образовании, Конституции России и конвенции о защите прав ребенка. Непосредственный исполнитель, учитель математики, лишился места работы, директор учебного заведения получил строгий выговор. Школа и городское управление образования были обязаны выплатить семье денежную компенсацию.
Длинные волосы носил даже Президент
Президент Дмитрий Медведев рассказал о своих студенческих годах во время общения с молодежными отрядами на острове Селигер. Как оказалось, будущий глава государства на первом курсе института тоже носил длинные волосы. Тем не менее, любитель хард-рока (а интерес к этой музыке Дмитрий Анатольевич сохранил и по сей день) вскоре пришел ко мнению, что такой образ плохо согласуется с выбранной профессией и самостоятельно принял решение укоротить длину волос. "Думаю, что ничего плохого в этом нет. Если, конечно, это проходит в рамках, установленных законом, как принято говорить", — подчеркнул Дмитрий Медведев.
Владимир КРЮЧЕВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?