"Соловей" с Брайтон Бич

06 марта 2006 2168

Газета «Вперед» №22 (04.03.2006) В минувшее воскресенье в ДК им. Гагарина было много зрителей "кому за 30". На главной сцене Сергиева Посада пела Любовь Успенская.

Впервые ее имя я услышал в начале 1980-х, когда заканчивал школу. Кто она, где живет и работает, тогда было окутано тайной. Без всякой раскрутки и ротации на радио Успенская за короткое время оказалась у всех на слуху. Ведь переписать кассету на бытовом магнитофоне было даже проще, чем скопировать какую-нибудь запрещенную книгу. Почти ни в одной компании с гитарой вечер не проходил без песни "Гусарская рулетка" или "Еще не поздно, еще не рано".

На концерте во Дворце Успенская, конечно, вспомнила тот старинный репертуар. Правда, самые перченые песни она избегала. Например, не прозвучала по-блатному слезливая история любви вора и воровки. И не просила Люба у мамы прощения за то, что гулящая. Но если бы Успенская не спела "Еще не поздно, еще не рано, не ухожу я из ресторана", то публика ее бы не поняла. В этом хите она перечисляет почти все русские рестораны Америки. И почти во всех них она пела сама.

Вообще ресторан занимает особое место в жизни певицы. Она начинала свою певческую карьеру в ресторанах сперва Киева, потом Еревана, ставшего для нее второй родиной. Жанровая песня в семидесятые у властей была не в чести. Поэтому вслед за отцом в 1978 году Успенская эмигрировала из Советского Союза. И не прогадала. Чуть ли не в аэропорту на нее уже посыпались предложения от лучших русских ресторанов Америки. Везде, где она пела, не было ни одного свободного столика.

Перепела главную героиню вечера в ДК приглашенная певица Тэона Контридзе. На нынешних концертах у двух женщин получился симбиоз - одна с именем, другая с голосом. Общаться с местной прессой Успенская не пожелала. "Если бы вы видели концертный график королевы страны Шансон, - объясняла мне Контридзе с легким грузинским акцентом, - вы бы поняли, как она устает". Знатоки русского шансона утверждают, что в этом жанре Успенская - Эйнштейн. По крайней мере, ее ни с кем не спутаешь. А композитор Сергей Азаров и поэтесса Регина Лисиц, с которыми она сейчас сотрудничает, помогли ей смыть клеймо откровенного "блатняка".

Сергей ШИЛЯЕВ

Газета "Вперед" №22  (04.03.2006)