"Школа" и школа

25 января 2010 3914

Новый сериал на Первом канале вызвал много споров

Об идущем по Первому каналу сериале "Школа" в печатных и электронных СМИ сегодня пишут и говорят столько, что закрадываются нехорошие мысли о целенаправленной рекламной кампании. Одни "Известия" посвятили ему три больших материала, не считая нескольких мелких. Телевидение тоже не отстает. Про Интернет можно не упоминать — разговоров про "Школу" полно. Взбудоражились и власти: депутат Госдумы от КПРФ Владислав Юрчик, выступая в парламенте, потребовал немедленного запрета показа сериала и вызова "на ковер" руководства Первого канала. Что, конечно же, на практике лишь способствовало его активной "раскрутке". Свое мнение о "Школе" по просьбе журналистов озвучил министр образования России Андрей Фурсенко. Тема более чем популярная и горячая.

«Школа» и школа

Но одной лишь рекламной кампанией объяснить интерес к фильму, конечно, нельзя. Причиной обсуждений и даже скандала, возникшего вокруг него, стал созданный на экране образ современной школы — жесткий, в чем-то циничный и местами очень непривлекательный. Как и следовало ожидать, мнения по этому поводу разделились на противоположные.

Мы не призываем наших читателей смотреть сериал, равно как не собираемся отговаривать их от этого. И не будем излагать сюжет — он, в сущности, прост. На экране показана жизнь обычной московской школы, отношения подростков между собой, с учителями и родителями. Девятый класс, третья четверть.

«Школа» и школа

Другое дело, конечно, КАК это показано.

Елена Ямпольская, заместитель главного редактора "Известий": "Они жестоки. Эгоистичны. Вульгарны. Говорят: "гонишь", "ваще", "замутить". Они покупают в ларьках не только "крошку-картошку", но также пиво и сигареты. Покупают — потому что им продают. Ходят зимой без шапок. Красят патлы в морковный цвет. Думают только о сексе. Когда они уйдут со школьного двора под звуки нестареющего вальса, учителя перекрестятся. Если вы спуститесь на улицу, минуете два квартала и не встретите подобных существ — побейте Германику камнями".

«Школа» и школа

Андрей Фурсенко, министр образования и науки России: "Впечатление неоднозначное. В принципе, ничего из ряда вон выходящего и нового я там не увидел. Те вещи, которые необходимо в школе менять и о которых мы все время говорим, для меня и так давно очевидны. Чтобы понять ситуацию в сегодняшней школе, лучше не сериал посмотреть, а изучить результаты ЕГЭ: немного логического мышления — и многое станет ясно. Я знаю цифры по наркомании и безнадзорности в целом по стране. И поверьте, это гораздо более страшно, чем то, что нам показывают в сериале "Школа".

За то время, что я возглавляю министерство, я посетил сотни полторы школ. И далеко не все они входят в разряд самых лучших, элитных. В любой школе, что бы там ни показывали, при желании всегда можно увидеть реальную картину — то, что есть на самом деле. И в этом смысле сериал "Школа" — это не вся правда о школе. Я бы сказал, это полуправда. А показывать полуправду, наверное, не совсем корректно, поскольку она сбивает, уводит от истинной картины. Далеко не вся наша школа такая, как показана в сериале, хотя и такое тоже присутствует".

«Школа» и школа

Дмитрий Goblin Пучков, известный кинопереводчик, один из популярнейших кинообозревателей в рунете: "Фильм получился — просто шедевр. Многие, понятно, немедленно заорали: так не бывает!!! И привели серьезные аргументы: в моей школе такого не было! Против такого возразить нечего — раз гражданин такого не видел, значит, и не было ничего. Срабатывает безошибочно всегда и во всех случаях. (...)

А вот в школе гражданин учился и потому знает про нее все. Возражения других граждан типа "а мы видали в школе и покруче" вводят в ступор: как же покруче, если такого не может быть никогда? А оно, дорогие друзья, бывает. Понятно, многие ничего подобного не видели. Но это не значит, что подобного нет. (...) Детишки бухают, курят, несут ахинею, не уважают учителей, хамят, воруют, плюют на родителей, трахаются — в общем, заняты своими подростковыми проблемами. Все это, понятно, вызывает неподдельное возмущение взрослых: ведь они-то в школе никогда не пили и даже не курили, учились строго на пятерки и уважали учителей как никто другой. Лицемеры".

«Школа» и школа

Этот фильм — о взаимоотношениях людей. Вот что интересно

Высказывания пользователей на сергиевопосадском форуме forum.spnet.ru. Вопрос: "Соответствует ли образ школы, показанный в сериале, реальному положению дел в Сергиевом Посаде и районе?" Подавляющее большинство посетителей форума — молодежь до 30 лет.

Zinger: "Соответствует частично. Я таких случаев не исключаю, но их меньше, чем нормальных школ, и это радует. За школу, где я учусь (школа №16), и, в частности, за свой класс могу поручиться".

Kitty: "По-моему, родителям стоит посмотреть этот сериал, особенно некоторым. В плане учеников, мне кажется, это школа 90-х, сейчас дети не такие, более продвинутые. Точно такая школа осталась в глубинке. Учителя показаны плохо и однобоко, не все они такие плохие. Как и ученики... Среди них все-таки есть и умные дети, а не те, которые только проблемами секса озабочены".

Эллина: "Я смотрела всего лишь концовку одной из серий, но и этого хватило, чтобы создалось негативное впечатление о фильме. Я училась в 9 классе 24-й школы в 95 — 96 годах. И у нас на четыре 9-х класса были всего лишь две девчонки, которые выпивали, курили, дрались. Они были из неблагополучных семей. В третьей четверти их перевели в вечернюю школу.

Да, были учителя, которым не нравились накрашенные ресницы у девчонок, были и те, которые намекали на презенты. Но опять скажу — их были единицы.

В этом фильме — один лишь негатив. Разве нет положительных учеников? Разве все положительные дети — "белые вороны", которым не дают покоя? То есть ты не можешь быть "крутым", если учишься, любишь своих родителей, не куришь, не пьешь и не употребляешь наркотики?

P. S. Был в 90-е годы такой журнал, COOL-GIRL, и некоторые мои знакомые лишились невинности лишь потому, что в этом журнале постоянно трынделось, что в 15 лет быть девственницей уже неприлично".

Mav: "Закончил школу 5 лет назад в Костроме. Конечно, если судить по некоторым вещам — типа драк, девочек-мальчиков, бухла и курева — то да, это, безусловно, было. А у кого не было? Только почему-то у нас было весело, не было какой-то напряженности. У нас люди приходили в школу, чтобы забыть про проблемы насущные, а в сериале герои тащат свои нелады в школу, нагнетая обстановку. Все школы, и ученики, и учителя разные, но я бы не стал воспринимать сериал с точки зрения "русская школа как она есть".

Gotor: "Сейчас тут все понапишут про культуру, о том, как надо уделять внимание проблемам молодежи. А потом пойдут смотреть следующую серию сериала по ТВ и на этом вся активность кончится. Если человек сам не хочет жить по-нормальному и открывать в своей жизни что-то, кроме коктейля "ягуар" и секса в подвале, то ему ничто не поможет, кроме горя собственных ошибок. А если пытаться навязать нормы нормальной жизни, подросток только взбунтуется".

Dask: "В сериале краски уж слишком сгустили, сказалось ее (режиссера. — Ред.) детство. Но, правда, непонятно, как такое показывают на Первом государственном канале.

Сам учусь в школе №16, и быдло, показанное в сериале, у нас имеется, но в количестве двух или трех человек. И в каждом классе есть немало людей, которые ходят в школу за знаниями и у которых в голове не только алкоголь, сигареты да секс. А уж в 10-х и 11-х классах практически все здравомыслящие".

Fugen: "На мой взгляд, фильм "Школа" реалистичный. Ведь там много правды о жизни школьников. Не так ли? Думаю, его стоит посмотреть родителям".

Kitty: "Моя сестра школьница, в первой гимназии учится, говорит, у них такого, как в сериале, нет. Просто школьники тоже поделили себя на быдло и продвинутую, думающую элиту. Кому-то в ПТУ, а кому-то в институт поступать. Короче, не все потеряно. Если семья здоровая и правильная, то никакой сериал "Школа" ребенку не повредит. Нормальный человек посмотрит и сделает выводы, а не пойдет пиво бухать, как герои этого фильма. Ведь дети там показаны УРОДЛИВО, режиссер вам кричит: все что они делают — ПЛОХО. Только наезд на учителей непонятен".

Дельфин: "Соответствует во многом. Видел пару сюжетов. Один негатив. Нафига эту жесть еще и показывать?! Мало дерьма кругом, что ли?! Смотрите, смотрите, детки, и учитесь".

Hanuman: "Фильм больше для взрослых, считаю. И показывают его в "недетское" время (это не совсем так, сериал демонстрируется в 18.20 и 23.30. — Ред.). Нравится или нет, но это срез общества, каким его увидели авторы сериала. Отражение в зеркале тоже не всегда нас устраивает, но на него же не обижаются! Заставляет задуматься..."

Путешественник: "Лично у меня была практически такая же школа, как показывает ее Германика. У нас только разве что учителей до инсульта не доводили, а так все очень похоже".

Sust: "Посмотрел все вышедшие на данный момент семь серий. Довольно забавно. Вспомнилась собственная "молодость", схожие проблемы, мысли, ситуации и все прочее. Учителя только в моей жизни, к сожалению, были в большинстве своем на грани сумасшествия и маразма в связи с возрастом, лишь за редким исключением.

Здесь обычные дети. Со стандартными проблемами. Влюбляются, дерутся, конфликты с учителями и родителями, тусовки после школы и так далее".

alexey666: "Это не документальное кино, чтобы отражать действительность. И не общий знаменатель всех российских школ. Школа в сериале — не более чем декорация. Фильм вообще не о школе. Вы зря в нее вцепились. Суть в другом. Этот фильм — о взаимоотношениях людей. Подростков с подростками. Подростков со взрослыми. Взрослых со взрослыми. Вот что интересно. И что должно привлекать внимание. Это просто вымышленная (!) история, рассказанная одним конкретным автором, а не скопление статистики школьной жизни по стране".

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Школа» и школаВалерия Гай Германика — российский кинорежиссер. Родилась в 1984 году в Москве. Отец — известный журналист, бывший редактор ныне закрытой газеты "Мегаполис-Экспресс" Игорь Дудинский. Бабушка, которая очень любила роман Рафаэлло Джованьоли "Спартак", назвала внучку именем жены римского диктатора Луция Корнелия Суллы. Все источники тщательно разъясняют, что Валерия Гай — это имя, а Германика — фамилия.

Кино снимает с 19 лет. Высшего образования не имеет, окончила Школу кино и телевидения "Интерньюс". В настоящее время, по ее словам, студентка Литературного института. Воспитывает маленькую дочку.

Награды: "Кинотавр" (лучший короткометражный фильм, 2006), "Кинотеатр.док" (главный приз, 2006), специальное упоминание жюри в номинации "Золотая камера" Каннского кинофестиваля (второе место в конкурсе, 2008), "Ника" (открытие года, 2009).

Считается одним из самых эпатажных современных российских кинорежиссеров. Личность, безусловно, очень неоднозначная.

 

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Анна Николаевна САЛОВА, преподаватель русского языка и основ православной культуры школы №19

«Школа» и школаСериал нисколько не соответствует реальности. Когда я увидела телепрограмму, сначала подумала: вот хорошо, сняли кино про школу, наверное, это потому что 2010 год объявлен Годом учителя. Правда, меня сразу насторожило интервью с девушкой-режиссером, где она говорила, что в школе не находила общего языка со сверстниками и учителями. Я подумала, что мы, вероятно, увидим ее личностное восприятие школы.

И нисколько не ошиблась. Посмотрев первую серию, буквально пять-семь минут, я пришла к жесткому выводу: это оскорбление, и выключила телевизор. Это не современная школа. 37 лет работаю педагогом, но с таким безобразием не сталкивалась. Дети, которых там показывают, в школах есть, но их мало, буквально процента два. Никогда таких взаимоотношений между ребятами не было, не было такой грязи, гадости. Зачем нужно это показывать? Каждую серию ждала — может, одумаются. Пока я этого не вижу.

Идет борьба против того, чтобы вести разговор об оздоровлении нашей молодежи. Сейчас много детей в школах, стремящихся к духовно-нравственному очищению.

А раз это началось — надо кому-то опять поднять всю эту грязь со дна, куда она осела, и не дать возможности продвигаться дальше.

Я сегодня спросила у десятиклассников: "Кто-нибудь из вас смотрел фильм?" Четверо подняли руки. И они ответили: "Там, Анна Николаевна, смотреть не-че-го. Одна грязь и такая гадость, что становится противно". Я спрашиваю их: "Как вы считаете, есть такое у нас, можно согласиться с этим?" "Нет, — говорят, — такого нет. Ругаться — да, бывает, оставаясь один на один, ругаемся. Но и только". Есть один мальчик у нас в школе, в старших классах, который, действительно, как будто из этого фильма взят. Но он один такой.

Нам нужен фильм о школе, который рассказывал бы о ней положительное: уроки и внеклассные мероприятия, посвященные вопросам жизни, поведения, нравственности, неотъемлемо связанные с духовностью, и указывал на те некоторые недостатки, которые у нас есть.

Алексей Вячеславович БЕЛОВ, преподаватель литературы школы №19

«Школа» и школаМне кажется, то, что сериал вышел на экраны именно с началом Года учителя — не случайно. Идет кампания по дискредитации школы. Дело в том, что очередной виток ее реформирования предполагает переход от предметно-ориентированного образования, как сейчас, к личностно-ориентированному, как на Западе. Россия подписала Болонскую конвенцию, которая предусматривает унификацию образования европейских стран. Поэтому необходимо подготовить общественное мнение к тому, что реформа системы образования — процесс неотложный и необходимый.

 

 

 

 

 

Елена Александровна ЛУКЬЯНОВА, психолог школы №11

«Школа» и школа1. Перед нами все-таки не документальное кино, а сериал, который не является изображением реальности, а неким художественным вымыслом. Создание сериалов на современном телевидении преследует единственную цель — поднять рейтинги и привлечь внимание аудитории, для чего используется в основном шокирующее и гнусное. Немало способствует этому и шумиха вокруг сериала, которая играет роль "черного пиара".

2. Кто-то, описывая жизнь, скажет: "Жизнь — это помойка". Значит ли это, что это действительно так? Мир не черного цвета, он многоцветен. В жизни (и в школе) присутствует разное: высокое и низкое, радостное и грустное, умное и глупое. В сериале наблюдается однобокость — показывается и смакуется только одна сторона, негативная, которая сильно преувеличивается и выпячивается на первый план. А концентрированный негатив не может служить отображением жизни и "реального положения вещей".

3. Современные дети — далеко не ангелы. Вы не видели на улице курящих подростков? Наверняка, видели, и не раз. И пьющих пиво. И нецензурно выражающихся. И агрессивно настроенных. Но так, как показано в сериале, в школе себя не ведут.

4. Школа в сериале — всего лишь декорация, на фоне которой развертываются события. С таким же успехом его можно было бы назвать "Летний лагерь" или "В клубе". Персонажи сериала в стенах школы проводят всего лишь 4-5 часов своего времени, они туда приходят уже подготовленными. Шокирующие кого-то взаимоотношения между детьми и взрослыми в школе будут такими же и ЗА СТЕНАМИ школы. В формировании ценностей детей, какие они, к чему стремятся школа играет самую малую роль, особенно сейчас, когда она занимается только образованием, а ответственность за воспитание лежит на семье.

5. Сериал больше о проблемах общества с букетом социальных болезней, лишенного нравственности, морали, совести, которое вырастило циничное и агрессивное поколение детей, разрушающее свои и чужие жизни. Все от этого страдают, в том числе и школа.

6. У взрослых он вызывает в основном тоску и отвращение, но как он будет влиять на детей? Подростки еще не обладают той степенью критического мышления, чтобы после просмотра такой "чернухи" решить для себя, какой личностью стать. Примеры отрицательных героев, к сожалению, для большинства из них более значимы, интересны и заразительны. Сериал меняет представления о границах допустимости, нормальности. Если подобный стиль взаимоотношений показывать на протяжении длительного времени, он постепенно может стать привычным и естественным. Это может привести к копированию подобных образцов поведения и отношений.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

Недавно посмотрела одну из серий нового телесериала "Школа" — и не знала, что делать: то ли сапогом по экрану лупить, то ли в Кремль звонить, то ли в Страсбургский суд подавать на родное государство, допускающее подобное паскудство на экраны.

«Школа» и школа

Режиссер с загадочной фамилией Германика утверждает: "Это правда жизни!" Но если уж говорить о ВСЕЙ правде, то надо сказать и о том, что в жизни изначально главенствует правило "пищевой цепочки" — это когда сильный пожирает слабого или зазевавшегося, а также закон джунглей: за убийство там никого не наказывают, пенсий по старости не дают и больных не лечат. Именно такая правда лежит в основе развития любого человеческого общества. Мы к ней хотим вернуться, к ТАКОЙ правде? И человечество зря положило века, чтобы хоть немного от нее уйти, от ТАКОЙ правды?

Ну да, человек по природе своей — и животное в том числе. И именно это тварное начало в нем мы и будем активно взращивать под предлогом следования пресловутой "правде жизни"? Можно и не трудиться: зло не сеют, не пашут, оно само растет, забивая, как ядовитый борщевик, все вокруг себя. В отличие от добра, увы.

«Школа» и школа

Для себя автор фильма, конечно же, желает жизни цивилизованной, где чтут заповеди "не убий, не укради” и прочее. При этом она говорит открыто: "Я сама телевизор не смотрю. И не знаю, должны ли быть такие проекты на телевидении". Знает "правдолюбка", что ничего подобного и не должно быть, и нет нигде в мире. Что подобные проекты — разве только для быдла, обреченного на судьбу библейского Содома. Ибо как писал Пушкин: "Безнравственное сочинение есть то, коего целью и действием бывают потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство".

Позволять материть учителя — это воспитывать "человеческое достоинство"? Убивать одноклассников — это "счастие общественное"?

В нынешней российской школе и без того непросто и учиться, и работать: падение культурного и интеллектуального уровня населения, многолетняя пропаганда наживы и вседозволенности, катастрофическое уменьшение числа здоровых детей... Кто же будет править бал в нашей жизни вообще и в школе, в частности? Неужели те, чьи интересы расположены не выше пояса?

«Школа» и школа

Мне скажут: нельзя замалчивать проблемы! Да, и Достоевский, например, не замалчивал. Но так обнажил проблему Сонечки Мармеладовой в "Преступлении и наказании", что вряд ли тогда у какой девицы возникло желание пойти по ее стопам на панель. А после "Интердевочки", к примеру, звание валютной проститутки стало едва ли не почетным. Подумаешь, работа как работа. Завалили все бордели своими проститутками и удивляемся: а чего это нас в мире так не уважают? А потому не уважают, что привычки, свойственные твари, сидящей в каждом из нас, мы возвели в разряд нормы для человека.

Двадцать лет в обществе царствуют паразиты со своими физическими, психическими и нравственными извращениями. Процесс расчеловечивания человека в России год от года только набирает обороты. И двадцать лет российское общество смотрит на эту вакханалию безнравственности и преступлений, как кролик на удава, и скулит: "А что мы можем поделать?" Ну, если ничего не можем "поделать", чтобы защитить хотя бы своих детей, если не самих себя, то чей-то прогноз о достаточности только нескольких миллионов русских для обслуживания и охраны нефтегазовых труб вполне может сбыться. Да и этих миллионов может не понадобиться: китайцы понаедут...

«Школа» и школа

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ЖУРНАЛИСТА

Честно говоря, меня удивила столь острая негативная реакция определенной части зрителей и учителей. Во-первых, потому, что многие осуждают, не смотря — это выяснилось в ходе разговоров. А те, кто смотрел, почему-то с особым удовлетворением отмечают в сюжете любые проявления "негатива" и при этом, что называется, в упор не видят "позитива", который там тоже есть. Несколько явных антигероев, которых, действительно, совершенно никак нельзя назвать образцами высокой нравственности, напрочь затмевают в глазах зрителей всех остальных — нормальных, обычных, типичных подростков. Которые не делают никому гадостей, живут не по "волчьим", а вполне человеческим законам, учатся, ленятся, влюбляются, валяют дурака, занимаются танцами и спортом, втихомолку курят на лестнице и даже иногда дерутся и пьют пиво.

«Школа» и школа

Возмущение в духе "Как можно это показывать?" особенно удивляет на фоне 90 процентов всей остальной телепродукции федеральных каналов, которая отнюдь не блещет высокой культурой, а ее воспитательный эффект более чем сомнителен и в смысле качества, и количества. Ежедневные убийства, катастрофы и жизненные трагедии (документальные!), которые нескончаемым потоком льются на нас с экрана, такого возмущения отчего-то не вызывают, равно как однообразные криминальные телесериалы и некоторые особо одиозные развлекательные программы. Зато подросток, имеющий наглость в художественном фильме нахамить учителю, обвиняется чуть ли не в заговоре против базовых ценностей народа и государства.

Наталья ЛИХАЧЕВА

Газета "Вперед"