ЗАМЕТКИ РЕПЕТИТОРА

03 февраля 2010 3029

Вряд ли кому-то в нашей стране надо объяснять, кто такой репетитор зачем он нужен. Эти люди всегда находились в тени, но играли далеко не последнюю роль в "кузнице кадров" советского государства.

Как известно, чаще всего они элементарно доучивали тех, кто после обычной школы намеревался покорять престижные вузы.

Хорошо ли это, плохо ли — тема другого материала. Факт тот, что и в современной России школа средняя и высшая по-прежнему плохо стыкуются друг с другом, и репетиторы также неустанно трудятся, "натаскивая" к поступлению, а заодно и просто получая работу благодаря амбициям родителей юных гениев, которым непременно нужны частные уроки по самым разным предметам.

Понятно, что такие уроки не могут стоить дешево. Но знал бы хоть кто-то, чего они стоят самому репетитору!

Время и деньги

15.10. Уже десять минут сижу неподвижно за письменным столом, служащим в моей квартире рабочим местом, подставив под щеку ладонь. Скучно! Интересно, что же он на этот раз придумает? Нет, бабушек через улицу в наше время никто не переводит, да и краны текут, слава богу, не так часто (стучу по дереву). Однако, как мне кажется, очередная причина опоздания моего ученика (назовем его Сережей) до боли банальна и неинтересна. И это выяснить не составит никакого труда — об этом я спрошу напрямую.

15.15. Пришел. "Здравствуй, Сереж, проходи. Как дела? Как учеба?" Я никогда не начинаю разговоров о "неоправданном" поведении в коридоре, поговорим, когда разденется и пройдет в комнату. Оказалось, что из дома он вышел в три. Плюс время, чтобы добраться до меня, — получается три пятнадцать. Не особенно надеясь на ответ, спрашиваю: "А почему же ты вышел в три, если у тебя занятия должны начаться в три?" Как и предполагала, вместо ответа пожал плечами. "Ну ладно, давай заниматься", — вздыхаю я.

ЗАМЕТКИ РЕПЕТИТОРА

Прошло уже пятнадцать минут от урока (а урок еще и не думал начинаться) — через сорок пять, то есть в четыре, придет другой ученик. Стало быть, на Сережу остается сорок пять минут. Почему бы не продлить урок на 15 минут? Не получится. Следующему ученику, который придет в четыре, надо выйти из моего дома через час, то есть уже в пять, чтобы поспеть на танцы. А в пять приходит следующий ученик.

15.20. Выясняю, что домашнего задания, как и в прошлый раз, горе-ученик не сделал. Опять спрашиваю: почему? Время было? Да. У вас ремонт в квартире (ну, вдруг каким-то чудом это и есть причина несделанного задания)? Нет. Тогда почему?

В этот раз я даже не жду ответа. Понимаю, что урок как всегда пройдет не по продуманному мною плану, а наперекосяк. Потому что этот план не выполнить за сорок пять минут, но даже и не во времени дело. Сережа не закрепил пройденный материал дома, стало быть, придется объяснить еще раз. Иногда отшучиваюсь, что мне как репетитору можно платить деньги просто за то, что я в очередной раз объясняю ученику материал, пройденный на прошлом уроке.

15.58. Звонок в дверь. Это следующий ученик. В отличие от Сережи пунктуальность — одно из его лучших качеств. Получаю от Сергея твердое обещание, что он больше не опоздает и выйдет из дома ("повтори, что сказал!") не в три, а в два пятнадцать и непременно сделает задание. И он все, конечно же, понял и из моей квартиры вылетает как пробка. Молниеносно.

Грустно. Причина тому — отсутствие удовлетворения от проделанной работы. Это когда получаешь зарплату за не совсем честную работу: у меня именно такое ощущение. Сначала было ох как нелегко выносить Сережины опоздания. Пыталась сказать ему, что он просто-напросто крадет время сам у себя. Даже звонила его маме — она, вздохнув, сказала, что ничего поделать не может, он растет, и у него меняется мировоззрение, и отчаянно просила не принимать близко к сердцу его опоздания. Мол, лишь бы учился. Да-а, протягиваю я, ну что ж. Будем учить.

"Домашка" — не наказание

Я репетитор английского языка уже больше восьми лет. За это время было многое, и даже то, о чем вспоминать гадко и стыдно. Не за себя, а за учеников, с которыми я работала. И еще больше — за их родителей. За то, что приходилось выслушивать от взрослых людей намного старше меня.

Нынешние родители нагружают своих детей всеми возможными занятиями, включая частные уроки по английскому, математике, физике, русскому, не забывая, разумеется, о музыке и танцах. Репетитору приходится нелегко. Его задача — выявить в знаниях ребенка пробелы и эффективно, а самое главное, быстро их устранить. Нужного репетитора в маленьких городах найти легко — по "сарафанному радио". Дальше с репетитором созваниваются родители, назначается время — и, казалось бы, можно забыть о том, что у ребенка когда-то были проблемы в школе, к примеру, с иностранным языком.

Однако это не совсем так. На выявление и устранение пробелов в знаниях порой уходят месяцы. Составляются индивидуальные программы, подбирается специальный материал для каждого урока, и только так можно добиться успеха.

Некоторые родители вовсе не интересуются процессом обучения, а зря. Опытный репетитор должен вести работу не только с учеником, но и с его родителями, контролировать свою же работу по всем параметрам. Только родители могут дома проследить за тем, делает ли ребенок домашнее задание, в том числе и по дополнительным занятиям, чего и требует репетитор.

Здесь всем участникам учебного процесса важно понимать одну прописную истину педагогики: домашнее задание — это не наказание, и к этому же высказыванию можно отнести все контрольные и самостоятельные работы. Это делается во благо ученика. А как иначе можно проверить, насколько четко он усвоил материал? Но если сопротивление ребенка вроде бы понятно (кому из нас по-настоящему хотелось учиться в школе?), то почему сопротивляются родители? "Им и так много в школе задают, еще и вы задаете! Когда же им все успевать?" — вопрошают мамы и папы, а репетитор только и разводит руками.

Отсутствие выполненного домашнего задания у ребенка еще можно снести. А его опоздание или даже прогул без уважительной причины как расценивать? Как неуважение к себе и к тому, чем я занимаюсь? К сожалению, такое тоже бывает. И это не приносит ничего, кроме непонимания: не прийти и не предупредить — лично мне это понять трудно.

Возможно, это испытание для меня на всю жизнь: мои родители приучили всегда "докладывать" о том, что я задерживаюсь или вообще не приду. Позвонить, особенно в наше время, когда сотовых телефонов нет разве что у домашних животных, легче всего. Позвонить и отменить занятия, или перенести, если что-то не получается. Но некоторые ученики напрочь забывают об этих, казалось бы, совершенно очевидных вещах.

Если не бегут...

Возвращаясь к заданиям, которые дает репетитор на дом, вспоминаю, как одна мама, выслушав в очередной раз мои стенания о том, что ее дочь не сделала "домашку" уже не в первый раз и вообще не носит с собой ничего, кроме себя, очень сильно меня обидела. Она сказала в ответ: "За мои деньги меня еще и отчитывают!" Больше ее дочь я на своих занятиях не видела. Логика налицо: она же заплатила деньги, стало быть, ЕЙ должны, а не ОНА. О том, что чувствует при этом репетитор, никто не задумался.

ЗАМЕТКИ РЕПЕТИТОРА

Некоторые родители комментируют подобные ситуации покруче: не нужно относиться к ребенку, как к пустому месту, у него тоже есть чувства и свое собственное мнение. Если он на ваш предмет не бежит, это же ваша вина. Нужно заставить его полюбить предмет, вот тогда побежит. А мне осталось только сплясать, честное слово.

Однажды, коротая время между занятиями, в разделе "Ответы" на Mail.ru бросила свой вопрос: будет ли вам стыдно за своего ребенка, если тот без уважительной причины возьмет и прогуляет дополнительное занятие? На меня сыплется поток грубости, ругани и тому подобного. Оказывается, хамить в комментариях гораздо проще, чем глядя в глаза. Мне советуют поменять род деятельности, уважать учеников как личностей и не относиться к ним как к "отбросам общества".

Далее идет полный разбор моих (подчеркиваю, моих) ошибок на этом поприще: если ученики, мол, не особо бегут к вам на занятия, стало быть, и занятия ваши ничего из себя не представляют... Бросаю я чтение всего этого, иначе и до инфаркта недалеко.

Нет, я не могу сказать, что всю интернет-мишуру воспринимаю всерьез, но зерна истины я вынесла, и поэтому еще раз напоминаю себе, что главное в отношениях — в любых — это уважение и взаимопонимание. Именно об уважении я стараюсь говорить больше всего и с детьми, и с родителями. Иногда желаемые результаты не заставляют себя ждать.

Не отважилась бы я писать такую непростую статью, если бы не одно позитивное обстоятельство. Родителей и детей, которые ХОТЯТ заниматься, в моей жизни больше. И не потому, что все они приходят вовремя и делают все-все задания, а потому что их отношение к репетитору видно невооруженным глазом. Они искренни и при каждой оплошности, будь то своя или их чада, извиняются, чуть не в ноги падают. И не считают, что их отчитывают.

Есть такое высказывание: "Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех!" Кто-то пользуется этим как девизом жизни, но у меня и у большинства, я думаю, другое мнение. Нужно всегда и везде относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. И когда у меня будут свои дети, буду говорить им точно так же.

Анна ЗЕРНОВА

Газета "Вперед"