КОСМОС СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ

12 апреля 2010 3001

КОСМОС СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики.

Со дня запуска в космос корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту прошло 49 лет. Дата не круглая (ждем следующего года), но все равно: 12 апреля — замечательный повод поздравить всех, кто так или иначе был причастен к полету первого космонавта и трудился в космической отрасли в дальнейшем.

Материал, который вы прочтете ниже, написан жителем Звездочки Сергеем Сергеевичем Кашниковым.

Список его наград и регалий впечатляет: заслуженный изобретатель РСФСР, главный конструктор составных частей ракетно-космической техники, кандидат технических наук, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и "Знак Почета". Всю жизнь он трудился в НИИПХ и знает трудную историю становления и создания космической техники в СССР не понаслышке.

Сейчас о космосе и связанных с ним событиях говорят как об обычных, само собой протекающих явлениях. А в конце 50-х и начале 60-х вывод

на орбиту первого искусственного спутника Земли, а затем первого корабля с человеком на борту был грандиозным достижением Советского Союза. Тогда же были созданы и поставлены на дежурство для защиты страны ракетные комплексы с термоядерными зарядами. Они стали главным сдерживающим фактором возможного развития глобальной войны. Страна Советов в мировом сообществе стала именоваться великой державой.

Огромная роль в достижении такого положения принадлежала двум талантливым людям: Сергею Павловичу Королеву и Валентину Петровичу Глушко. Получив прекрасное образование в оте-чественных вузах, независимо друг от друга они оказались в ракетном НИИ. Однако в скором времени институт постигла трагедия — были арестованы, осуждены и расстреляны его директор Иван Клейменов и его заместитель Григорий Лангемак. Затем арестовали и осудили к длительным срокам лагерей Сергея Королева и Валентина Глушко.

Все эти дела были сфабрикованы, к сожалению, не без участия отдельных научных сотрудников института. Королев прошел все круги ада так называемых исправительных лагерей, холод, голод, побои. И все это по вине людей трусливых, мерзких, по вине породившей их системы. Этапы в товарных вагонах через всю страну на Дальний Восток, затем в трюмах парохода до Магадана, в мороз на открытых машинах и пешком в колонне заключенных до золотых приисков. Он чудом остался жив благодаря стараниям его мамы, которая убедила знаменитых тогда летчиц Марию Громову и Валентину Гризодубову вступиться за него.

Дело было пересмотрено: срок не сократили, но Королева вывезли из Магаданской области и направили на работу в ОКБ Туполева в Омск (в "шарашку" — так называли свои предприятия заключенные специалисты). Туполев тоже был заключенным на длительный срок. В шарагу Королева доставили в сентябре 1940 года.

Валентина Глушко арестовали раньше Королева. Несмотря на схожесть предъявленных обвинений, он избежал его участи и сразу начал работать в шарагах — сначала в Тушине, а затем в Казани при моторном заводе. Конструкторское бюро, руководимое зеком Валентином Глушко, проводило очень ответственные работы. В 1941 году он убедил власти перевести Королева из Туполевской шараги в Омске к нему в Казань.

Указом от 27 июня 1944 года Глушко и Королев были досрочно освобождены со снятием судимости. С ними было освобождено еще 27 специалистов, всем дали жилье – по комнате.

КОСМОС СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ

Они остались работать в Казани. Война заканчивалась. Уже началась настоящая охота за специалистами, создавшими баллистическую ракету ФАУ-2. Главный конструктор ракеты Вернер фон Браун оказался в американской зоне оккупации и был вывезен в США, где начал работать над созданием межконтинентальной ракеты. Перед властями Советского Союза встал вопрос о главном конструкторе для решения аналогичной проблемы. По рекомендации большинства специалистов им назначили Сергея Королева, а руководителем самостоятельного конструкторского бюро по двигателям утвердили Валентина Глушко. Так два бывших зека, два "вредителя" стали во главе огромной, очень сложной и дорогостоящей программы.

Они успешно выполнили задание: была создана первая межконтинентальная ракета, она вошла в историю под индексом "Р-7", или просто "семерка". С ее созданием у Королева возникла возможность осуществить свою мечту об искусственном спутнике Земли. Он постоянно сотрудничал с разными учеными, вел переговоры, изучал самые последние достижения в разных областях техники.

КОСМОС СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕСпутник был выведен на орбиту 7 октября 1957 года. Пролетая над Землей, он подавал короткие сигналы, а радиостанции мира гудели на всех языках: "Россия", "СССР", "Спутник". С этого момента начался штурм космоса, активное соревнование с Вернером фон Брауном за первенство в очередных проектах.

Сергей Королев стал активно работать по новой программе — доставке на Луну советского вымпела и к орбитальному полету космического аппарата с человеком на борту. Ракета Р-7 в существовавшем виде не могла выполнять эту задачу, требовалось создание еще одной ступени и двигателей к ней.

К проекту подключилось крупное конструкторское бюро авиационных двигателей во главе с Семеном Ариевичем Косбергом. Он родился в многодетной еврейской семье в белорусском городе Слуцке, трудился рабочим, учился в Политехническом институте, окончил Московский авиационный институт и с 1941 года стал главным конструктором Воронежского КБ авиационных двигателей.

Одновременно над двигателями блока "И" (лунным) и блока "Е" (орбитальным) работал отдел Королевского КБ, руководимый Михаилом Викентьевичем Мельниковым. Косберг в невиданно короткий срок сдал двигатель на испытание. Это был первый ракетный кислородно-керосиновый двигатель, который должен запускаться в условиях вакуума. Тогда же к работе подключился и наш НИИПХ, где я работал. В институте появились представители Meльникова и Косберга, а также начальник нашего главка Дмитрий Федорович Тарасенко и его заместитель Василий Романович Горовой. На них возлагалась персональная ответственность за ход отработки зажигательного устройства. До этого мною проводились исследования, и уже был накоплен материал по применению наших элементов в условиях безвоздушного пространства.

Так я стал участником ракетно-космического проекта. Вместе с А. А. Андреевым мы конструировали элемент для зажигания топлива в двигателях, запускаемых в вакууме. Двигатель был создан в кратчайшие сроки усилиями многих специалистов. Испытания двигателя проводили на разных площадках, в том числе в НИИхиммаше, где возник поселок Новостройка.

В дальнейшем мне часто приходилось выезжать на стендовые испытания двигателей в Воронеж, в том числе и на аварийные (нештатные) запуски чартерными рейсами самолетов. Мы получили свидетельство на изобретение состава запускающих двигатель элементов, и по указу Верховного Совета СССР от 17 марта 1961 года за участие в создании "гагаринского" комплекса я был награжден орденом "Знак Почета", а мой коллега А. А. Андреев — медалью. Это была первая государственная награда научных сотрудников НИИПХ.

Подробно с книгой С. С. Кашникова "Тайное становится явным. Записки инженера оборонной промышленности" можно ознакомиться в Интернете по адресу: www.kashnikovniiph.narod.ru.

Газета "Вперед"