Главные новости
Если выйти в Интернет и набрать в поисковике слова "больничный лист", нам предложат не информацию о том, в каких случаях он выдается или как он оплачивается. На вас обрушится шквал предложений его купить по сходной цене. Мы не специалисты и не знаем, почему столь сложно правоохранительным органам пресечь поток фальшивых больничных, если они продаются практически в открытую, — наверняка здесь есть свой секрет. Но позавчера органы вдруг прозрели, а на одном из телеканалов появился разгромный сюжет на эту тему. Что случилось?
Дело в том, что недавно Госдума приняла в первом чтении поправки в Закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Населением поправки практически не были замечены. Во всяком случае ситуацию даже не сравнить с той, когда принимали закон о монетизации льгот. Телефон редакции не умолкал, столько было желающих высказать свое возмущение. Зато новые поправки раскритиковали эксперты, политики, юристы. Думские комитеты заявили, что не проголосуют за них в предложенном виде. В результате было обещано ко второму чтению законопроект подкорректировать. Однако на сегодня из него исключили только одну поправку.
Если в одном месте прибыло, в другом убыло
Во всем мире экономический кризис вызвал социальные проблемы. Жители Европы постоянно митингуют — против увольнений, снижения зарплат, повышения пенсионного возраста и других неприятностей. А у нас социальные выплаты не сокращались, погорельцам строили целые деревни, увеличивали материнский капитал — все это выглядело несколько странно, ведь мы не самая богатая страна.
Но чудес на свете не бывает, деньги надо где-то брать. И с 2011 года решено увеличить ставку страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования. А в Фонд социального страхования, откуда оплачиваются больничные, нет. Зато решено сократить выплаты из него.
Предложено не болеть
Наибольшее возмущение вызвало предложение Минздравсоцразвития о стопроцентной оплате больничного листа не после восьми лет стажа (что соответствует ныне действующему законодательству), а только после пятнадцати. Но есть и другие поправки. Например, оплачивать время болезни, исходя из среднего заработка не за год, как сейчас, а за два. При этом заставить работника приносить справки со всех мест работы за это время. Трудно представить, как это будут делать люди, которые сменили работу, тем более переехали в другой город. Видимо, правительство надеется, что они плюнут и будут болеть "бесплатно".
Еще предлагается заставить работодателя оплачивать больничные не за два первых дня болезни, как сейчас, а за три. Решено по-другому считать и средний заработок за год. Сегодня заработную плату делят на количество отработанных в году дней, получается средняя зарплата в день. Теперь "ежедневный середняк" предложено считать так: весь доход за два года поделить на количество календарных дней, то есть на 730. Поэтому если молодая мама после декретного отпуска отработала, допустим, год, при оплате больничного она получит денег вдвое меньше реального среднего заработка.
А если еще и болела, брала отпуск за свой счет — идти за больничным вообще не стоит, оплата по нему получится мизерной. Так что лучше будьте здоровы.
Вот такой консенсус
После всей критики законопроекта правительство пообещало не трогать страховой стаж. То есть оставить нынешние восемь лет для стопроцентной оплаты больничного. Все остальные поправки пока остаются в силе. Примет ли такой закон Госдума?
Говорят, есть другие способы залатать брешь в Фонде социального страхования. Например, не делать из него выплаты по нестраховым случаям. А их, оказывается, много. Так, из него финансируются санаторно-курортное лечение пенсионеров, приобретение протезов, костылей, колясок для инвалидов и другие расходы. Даже средства на программу родовых сертификатов, оказывается, идут из этого же фонда. То есть одной рукой молодым мамам деньги дают, а другой отнимают, практически прекращая оплачивать больничные по уходу за ребенком. А чтобы не сильно возмущались, нам теперь по телевизору рассказывают, как просто у нас купить фальшивый больничный лист.
Комментарии
Андрей ИСАЕВ, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике, фракция "Единая Россия":
— Фонд социального страхования — единственный фонд, объемы взносов в который не увеличиваются, а расходы его растут. Это связано с повышением зарплаты и повышением размера пособий по больничному листу, по беременности и родам. Есть и еще одна причина — массовый переход с трудовых договоров на договоры гражданско-правового характера. Это договор оказания услуг, при котором работодатель не платит взносы в Фонд социального страхования.
По инициативе нашего комитета была создана рабочая группа, и мы настояли, чтобы были проведены консультации с российской трехсторонней комиссией. В результате сложных переговоров нам удалось достичь ряда компромиссов уже на этапе первого чтения.
Было принято решение, отменяющее самую болезненную поправку: мы отказываемся от перехода к иным стажевым нормам оплаты больничного листа. Они остаются прежними.
Мы также договорились, что комитет Госдумы по труду и социальной политике в ближайшее время подготовит поправки в Трудовой кодекс, которые запретили бы возможность использования гражданско-правовых договоров, чтобы уклоняться от социальных обязательств по трудовому договору. То есть в Трудовом кодексе будет прописан запрет на использование гражданско-правовых договоров там, где фактически имеют место трудовые отношения.
Что касается введения нормы о 24 месяцах вместо 12 — стороны пока согласились с этим решением, поскольку оно позволит навести во многом порядок в Фонде социального страхования, где сегодня существуют злоупотребления. Например, работникам сознательно завышают зарплату, особенно в малом бизнесе, чтобы из фонда получить гораздо более существенные выплаты. Это, конечно, будет связано с техническими трудностями — людям, которые в течение двух лет сменили работу, придется предоставлять справку с прежнего места работы о заработке. Но эта проблема будет существовать недолго, поскольку предполагается, что в ближайшее время — правительство называет срок два года, мы настаиваем, чтобы это был один год — Фонд социального страхования перейдет на информационную базу Пенсионного фонда, которая содержит полный объем информации о всех заработках каждого конкретного человека. И дополнительно справки предоставлять не придется.
Александр ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ, член комитета Госдумы по труду и социальной политике, фракция "Справедливая Россия":
— Если законопроект будет принят в первоначальном варианте, получать во время болезни полную зарплату будут те, кто уже выработал половину рабочего стажа, кому за тридцать. Получается, что мы бьем по молодым, начинающим взрослую жизнь, по тем, кто создает семью, по молодым женщинам, которые становятся матерями или ухаживают за заболевшим ребенком. Мы ратуем за увеличение рождаемости, а авторы закона предлагают экономить на молодых матерях.
Неужели мы так много "бюллетеним", что у Фонда социального страхования возник дефицит средств? Вовсе нет. Больничных дней россияне берут гораздо меньше, чем жители Европы и чем брали жители нашей страны в советские времена. Сейчас в среднем на одного работающего в России (по данным Минздравсоцразвития) приходится в год семь-восемь дней нетрудоспособности по болезни, подтвержденных больничными листами. До 1990 года каждый работающий отсутствовал на рабочем месте по болезни в среднем десять дней в году. В странах Евросоюза (по данным Всемирной организации здравоохранения) этот показатель сейчас от 12 до 20 дней, например, в Германии — 14 дней, а в Чехии — 20. Но то, что наши работники берут меньше больничных, не говорит о том, что мы здоровее европейцев, условия жизни которых несравнимы с нашими. Заболеваемость в России в пересчете на 100 тысяч населения увеличилась по сравнению с 1990 годом на 46 процентов, смертность людей трудоспособного возраста за этот же период выросла на 40 процентов. А больничных — меньше.
Почему? Ответ прост. Россияне боятся болеть. Опасаются потерять работу у частных работодателей или снизить свои доходы, вот и не обращаются за больничными. Подлечиваются, как говорится, не отходя от станка. Осложнения, хронические болезни, переходящие в инвалидность, и, наконец, ранняя смертность — вот последствия такого положения вещей.
Предложенный законопроект все это лишь усугубляет.
Новый закон предполагает новый механизм расчета оплаты больничного листка, исходя из средней зарплаты за два года. А учли ли авторы, что позади как раз два кризисных года, когда очень многие были на неполном рабочем дне, сокращенном заработке, в принудительных отпусках за свой счет или сидели на пособиях?
Прогрессивный налог с богатых позволил бы покрыть дефицит Фонда социального страхования. Тогда бы не пришлось перекладывать оплату больничных листов на плечи самих работников.
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?