Главные новости
Во вторник в Москве были подведены итоги семнадцатого областного конкурса «Педагог года Подмосковья». В нем приняли участие более пятидесяти лучших учителей из школ, лицеев, гимназий городов области. Сергиев Посад в этом году удивил всех — единственный не побоялся делегировать в качестве конкурсантки воспитательницу детского садика. Ольга Папина, которая стала лучшей на районном конкурсе, работает в детсаду «Аленушка» города Пересвет. О том, насколько мужественно боролась там наша хрупкая барышня, уже ходят легенды. Для полной победы ей не хватило одного шага — по итогам двух туров она вошла в число двенадцати полуфиналистов, в финал вышли шестеро, а она стала седьмой.
Этот конкурс был отлично организован и необычайно щедр на призы. В числе зрителей — представители минобразования области, депутаты облдумы. Награждал конкурсантов губернатор области Борис Громов. Все шестеро финалистов получили автомобили и компьютеры. Победитель — учитель экономики из Обнинска Евгений Смышляев — еще и плазменный телевизор. Полуфиналисты — видеокамеры, все конкурсанты без исключения — дивиди-плейеры и часы.
А Ольга Папина, единственная, получила солидный денежный грант от областного профсоюза — за мужество в борьбе. После двухнедельных испытаний она едва держалась на ногах — вымоталась и устала душой, но нашла в себе силы ответить на наши вопросы.
— Оля, не дошагав одну ступень до победы, у вас нет ощущения, что судейство было необъективным?
— Нет, я думаю, все было правильно. В финал вышли достойные, сильные, психологически устойчивые, а победителю — ему всего 25 лет — предстоит очень нелегкое испытание представлять область на российском конкурсе. В составе жюри были как профессора и доценты кафедр педагогической академии последипломного образования, на базе которой проходил конкурс, и обычные учителя. Думаю, мы сделали все, что могли: спали по три часа, в дороге придумывали идеи, ночью осуществляли задуманное, писали сценарии, подбирали музыку.
— Какие задания были предложены, чем удалось удивить жюри?
— Сначала заочный конкурс — необходимо было описать опыт работы, предоставить фото- и видеоматериалы. Дальше — очная борьба. В первом туре — довольно сложный тест по русскому языку — на это отводился час, и тут же начинался конкурс «визиток» — на сцене только конкурсант и члены его семьи. Мне помогал сын Олег. «Визитка» длилась всего пять минут: мы постарались максимально ее насытить. Понимали, что необходимо идти ва-банк, делать что-то оригинальное. Чтобы продемонстрировать хорошую физическую форму — ведь в воспитательной работе я делаю ставку на двигательную активность, — я показала танец с элементами фитнеса. В образной форме описала свою педагогическую философию: все мы родом из детства, это очень нежный и трепетный возраст и взрослым необходимо почаще вспоминать того маленького мальчика или девочку, какими они были когда-то.
— Жюри оценило?
— Да, первый день конкурса оказался для меня удачным: в тесте я получила высокий балл, а моя визитка взяла первое место. На следующий день конкурс продолжился квалификационными экзаменами на кафедрах академии. Мне «повезло»: поскольку из представителей дошкольного образования я была одна, перекрестный опрос сотрудников кафедры дошкольного воспитания длился почти три часа! Учителям же, которых было много, удалось «отстреляться» всего за 10-15 минут — больше времени не было.
— Чем занимали доцентов и профессоров?
— Читала мини-лекцию о своей методике воспитания, отвечала на вопросы по психологии, педагогике. Поспрашивать меня пришла даже ректор академии. Я убеждена: чтобы стать хорошим воспитателем, одного педобразования недостаточно. Нужно еще психологическое и хорошо бы — актерское. Игра — стиль жизни дошкольника. Я предложила поиграть сотрудникам кафедры, и они с удовольствием включились в импровизацию, правда, дети все же более креативны: то, что придумывают они, ни одному взрослому в голову не придет. По итогам этого тура определялись полуфиналисты, и я вошла в их число. В день передышки нам устроили пресс-конференцию с Лидией Антоновой, министром образования области. Она предложила нам ответить на вопрос: если бы министром была я, то… Я говорила о том, что необходимо уделять больше внимания дошкольному воспитанию, проведя аналогию с фундаментом здания: брак в работе воспитателя просто недопустим.
— Что представили в полуфинале?
— Нас осталось мало, мы все очень сдружились. Нам было предложено провести на сцене урок-импровизацию «Лучший учитель — это…». Тема была не совсем понятна, времени на подготовку очень мало. Моя группа поддержки помогла собрать материал, однако его нужно было объединить общей концепцией, ярким образом, который представлял бы квинтэссенцию моей педагогической философии: детство — это корень всей последующей жизни. Осенило нас ночью. В первых детских садах, основанных в Германии профессором Фребелем, воспитательниц звали садовницами. Это прекрасное метафоричное определение позволило нам выстроить сценическую композицию — провести аналогию с фруктовым садом, который, так же, как детей, необходимо взрастить с заботой и любовью. Ассистенты для урока-импровизации выбирались прямо в зале — из числа конкурсантов и зрителей. В моей «группе» были взрослые люди, на бейджиках у них было написано «Маша», «Даша» и т. д. Они с удовольствием вошли в роль маленьких детей, изображали деревья, превращались в садовников, помогали сажать и поливать фруктовый сад, слушали пение птиц. Сразу со сцены — в жюри, необходимо провести самоанализ этого конкурса.
— Какие задачи были у финалистов?
— В финал вышли шестеро, из них трое мужчин. Они выступали и держались очень достойно. Финалисты в течение нескольких дней вели уроки на базе одной из школ подмосковного Егорьевска. Готовились ночами, днем график был плотно заполнен экскурсиями и мастер-классами. Все стали победителями в своих номинациях.
— Думаю, ваш пример вдохновит многих педагогов на участие в конкурсе… Сложно попасть на него?
— Сложно лишь начать. Успех в ваших руках. Конкурс закончился, и я очень рада, что вернулась к своим подопечным. Моя работа делает меня счастливой, а это главное.
Подготовила Евгения Менжук
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?