"Домодедово". Следующая станция — ?

28 января 2011 3227

Писать о ”Домодедово” оказалось очень трудно. Потому что не очень понятно — о чем именно.

Жертвы перечислены. Версии озвучены. Обещания "найти и наказать" даны. В остатке — просто люди, еще десятки погибших и пострадавших. Главное слово здесь — "еще".

Я помню свою реакцию на первый на моей памяти столичный теракт — взрыв троллейбуса. Это было нечто больше, чем шок: случилось нечто, что не могло случиться по определению! Потом были взрывы на "Рижской" и "Павелецкой" — и обещания властей обеспечить безопасность. Взрывы жилых домов — и опять обещания властей. И снова взрывы — и обещания, взрывы — и обещания…

«Домодедово». Следующая станция — ?

Новости о терактах еще вызывают боль, но уже не удивляют. Они стали просто частью жизни — моей в том числе. И в этой статье я решил отметить те "черточки", детали случившегося, которые особенно "задели".

Первые лица

Для высшего руководства России теракты с многочисленными жертвами тоже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Во всяком случае именно такой вывод я делаю из их реакции на трагедию.

Как известно, премьер Владимир Путин в момент теракта вел правительственное заседание по экономическим вопросам. И после сообщения о случившемся прерывать его не стал, еще около часа спокойно, в рабочем режиме, обсуждая банковские проблемы.

А вскоре, в минувший четверг, на заседании Президиума совета по развитию местного самоуправления, Владимир Владимирович под телекамеры даже порадовал публику анекдотом… На следующий день после траура…

Что же касается президента Дмитрия Медведева, то, как говорят, о теракте он узнал в социальной сети "Твиттер": мобильники и интернет оказались оперативнее, чем спецканалы спецсвязи главного нашего спецлица. На месте трагедии ни президент, ни премьер не появились. С родственниками погибших не встретились. Хотя заявления, конечно, сделали: сказали и про то, что теракт — это страшная трагедия, и про помощь семьям. Ну и, разумеется, про то, что Россия врагов не боится, и безнаказанными они не останутся. А то мы раньше этого не слышали…

"Стрелочники"

Уже вечером, 24 января, Дмитрий Медведев заявил, что за теракт ответит руководство "Домодедово". Потом, правда, вспомнили, что за безопасность транспортных объектов отвечают профильные подразделения МВД. И "головы" полетели там. При этом самая "статусная" отставка — начальник управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу.

К центральным структурам МВД никаких претензий у президента не нашлось. Тем более — к "путинскому" человеку Рашиду Нургалиеву. И уж совсем тем более — к ФСБ: разве могут к ним вообще быть какие-то претензии! Хотя мировой опыт показывает, что теракты "лечатся" профилактикой и еще раз профилактикой. А ей занимается вовсе не транспортная милиция. Получается, что работа руководителей спецслужб, при которых в Москве возможны регулярные теракты, признана удовлетворительной?

СМИ

Для нашего ТВ теракт тоже не стал "событием номер один". В момент взрыва на "Первом" шла 406-я серия киноленты "Обручальное кольцо". На "России" — сериал "Ефросинья" На НТВ — "Улицы разбитых фонарей"… Ни один из каналов не прервал будничную сетку, ни один не сделал спецвыпуск новостей.

Зато некоторые газеты вышли на принципиально новый уровень освещения трагедий. Сначала "Комсомолка", а затем, со ссылкой на нее и "МК" разместили на своих сайтах фото оторванной головы предполагаемого террориста. Крупным планом. Впечатляющее, надо сказать, зрелище! Можно представить, что нас ожидает дальше, когда эти "комсомольцы" еще больше "раскрепостятся"…

"Кремлевский" молодняк

В том, что всевозможные "молодогвардейцы", "наши" и примкнувшие к ним организации-клоны способны отпиариться на любом событии — хоть на беде, хоть на крови, — сомневаться давно не приходится. Поэтому удивляет не сам этот факт, а то, с какой наивной простотой все подается…

В минувший четверг "Молодая гвардия" сотоварищи провели на Пушкинской площади в Москве акцию памяти жертв теракта: установили временную стелу с именами погибших, возложили цветы, зажгли свечи. Партийные флаги, по счастью, у них хватило такта не поднимать… Зато накануне информация об акции была разослана по столичным СМИ — с уточнением, кто именно является организатором. Причем в этом же анонсе уточнялось: мы не стремимся к "медийности и публичности", а просто хотим помянуть людей…

Именно так и ведут себя те, для кого не важна "медийность" — рассылают анонсы со своим именем на центральные телеканалы.

Ну а все вместе и отмеченные выше, и многие другие детали вместе образуют для меня очень простую "мозаику": вероятность новых взрывов — очень высока.

Впрочем, мы к этому, кажется, уже готовы. Отечественные психологи и живущие в России иностранцы удивлены: реакция москвичей (не говоря уже о жителях других городов) на теракт оказалась в целом удивительно спокойной. Общество "адаптировалось" к трагедиям, и это — симптом весьма негативный. Он означает, что массовому сознанию оказалось проще привыкнуть к террору, чем поверить в то, что от него найдется защита.

Теракты стали чем-то вроде явления природы: зимой в Москве снегопады, летом — жара, а еще у нас тут взрывают… Так и живем. Зато у нас будут Олимпиада и чемпионат мира по футболу! Ура?


Кирилл Гохгут
Газета "Ярмарка"

Как сообщили районные милицейские руководители, в Сергиевом Посаде после теракта в "Домодедово" в первую очередь усилена работа на дорогах. Все большегрузные машины подвергаются тщательному досмотру, ограничен въезд в город для иногородного транспорта. Также УВД пришло на помощь сотрудникам линейного отдела внутренних дел, которых теперь повсеместно сопровождают кинологи с собаками.