На той единственной, афганской

19 февраля 2011 3362

Двадцать два года назад, 15 февраля 1989 года, последние подразделения Советской армии покинули Афганистан. Война, длившаяся более девяти лет, унесла около 15 тысяч жизней наших ребят, до конца исполнивших, как тогда говорили, интернациональный долг. Для бывших воинов-«афганцев» 15 февраля — это особая знаменательная дата.

На той единственной, афганской

Но для нашего земляка Дмитрия Киселева особенно ценна другая дата — 11 февраля того же 1989 года. Именно в этот день 345-й отдельный парашютно-десантный полк, в котором он служил, пересек советско-афганскую границу и вернулся в СССР.

— Наш полк, — вспоминает Киселев, — уходил из Афганистана без всякой помпы, скромно. На границе нас встречали ребята, которые уволились раньше, и немногочисленные родственники. Помню, незадолго до вывода зашел к своему товарищу. А у него — самодельный транспарант, который он подготовил для пересечения границы. И на транспаранте такие простые, но потрясающие до глубины души слова: «Родина, здравствуй!»

Загорского парнишку Диму Киселева с Рабочего поселка призвали для прохождения воинской службы осенью 1987 года. Сначала была «учебка» ВДВ в Фергане, потом — Баграм в Афганистане.

Помните прогремевший на всю страну фильм «Девятая рота», снятый Федором Бондарчуком? Фильм этот — о реальных событиях, происходивших 7 и 8 января 1988 года, когда бойцы 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка вели с моджахедами смертный бой за высоту 3234.

Ежегодно 11 февраля ветераны полка собираются в Москве у Большого театра, потом едут в Царицыно, где происходит торжественное построение, так сказать, поротно и повзводно.

— В нынешнем году, — рассказывает Дмитрий, — группа ребят из нашего полка в качестве туристов поехали в Афганистан. 11 февраля во время торжественного построения они звонили уже оттуда с мобильного телефона. Они планировали взойти на знаменитую высоту 3234, причем снимать это восхождение должен был канал ОРТ.

Это не первый визит наших ветеранов-«афганцев», решивших посетить места боевой славы. Согласитесь, поступок достаточно отчаянный. Ведь спокойствия в этой среднеазиатской стране нет и сегодня. Поначалу наши экстремалы надеялись на сопровождение войск НАТО, но те запросили за охранные услуги порядка 100 тысяч долларов. На сумму вдвое меньшую соглашалась афганская правительственная армия. В итоге договорились с местным таксистом, заплатили ему 100 баксов и за эти деньги объехали весь Афганистан.

Непосредственно в зоне боевых действий Дмитрий Киселев находился 9 месяцев. К тому времени больших боев уже не происходило. Душманы занимались обстрелами, неожиданными ударами исподтишка. Это в начале войны они бросались на наши пулеметы с саблями наголо в лихую кавалерийскую атаку. Но противник быстро поумнел, стал действовать из засад.

— Я служил в спецподразделении огнеметчиком. А огнемет, — объясняет мой собеседник, — представлял собой отнюдь не огнедышащего дракона, это была такая одноразовая «гаубица» с невероятной мощностью, которую использовали для поражения укрепленных огневых точек. Мы часто выходили за пределы дислокации полка, участвовали в боевых операциях.

Боевые операции проводились по всей территории Афганистана и длились от двух недель до двух месяцев. Дмитрий участвовал в восьми таких операциях. Часто просили о помощи подразделения «царандой», народной милиции Афганистана, поддерживавшей правительство; участвовали в зачистках, так называемых РПД — разведочно-поисковых действиях; основной же задачей было обеспечение вывода наших войск, который проходил в два этапа.

За участие в боевых действиях и отличное несение воинской службы Дмитрий Киселев получил грамоту от тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева, был награжден несколькими медалями. Самая дорогая из наград — медаль «За отвагу», которую Дмитрий получил за проявленный героизм во время боевой операции на перевале Саланг.

А еще была контузия, которую пришлось скрывать, чтобы в мирной жизни не иметь ограничений по здоровью при устройстве на работу.

Мы долго беседовали о житье-бытье в Афгане и о том, как тяжело привыкалось к мирной жизни.

— Сейчас об этом смешно вспоминать, — говорит «афганец», — но длительное время после увольнения я по привычке курил в кулак. В Афганистане быстро темнеет, а сигаретный огонек далеко виден в темноте, что само по себе являлось хорошей мишенью. И можно было легко нарваться на выстрел душмана.

Афганистан стал своеобразной границей, которая как бы разделила жизнь, определила и укрепила ценности: «В отличие от «гражданки» на войне было все ясно: здесь — свои, там — враги».

Большое удивление и непонимание вызвало у Киселева участие его подразделения в подавлении массовых выступлений в Тбилиси на проспекте Руставели. Те апрельские события 1989 года сильно пошатнули авторитет Михаила Горбачева и предопределили выход Грузии из СССР.

— Я долго не мог понять, — говорит Дмитрий, — как такое могло произойти в моей стране. Помню, как в нас летели камни, горшки с цветами, банки с вареньем. Помню команду «С колена, к бою!». При этом автомат мой был заряжен боевыми патронами. Я уже видел в прицеле какого-то дедушку-грузина. Но я так и не смог тогда нажать на курок. Слава Богу!

После увольнения из рядов вооруженных сил Дмитрий принял крещение, стал православным христианином. Сейчас он работает в ООО «СтройКлиматСистем», занимается вентиляцией и установкой кондиционеров. У него замечательная семья, две дочери. Старшая — студентка института иностранных языков, младшая ходит в детский сад.

В 1999 году ветеран-«афганец» стал активным участником Всероссийского движения «Боевое братство». Был у истоков создания Сергиево-Посадского отделения этой общественной организации. Занимается патриотическим воспитанием, часто бывает в школах, где проводит «уроки мужества», в том числе и среди трудных подростков.

Владимир ПИМОНОВ
Газета "Вперед"