КРАЕВЕДЫ ВСТРЕТИЛИСЬ НЕФОРМАЛЬНО

30 января 2011 4035

КРАЕВЕДЫ ВСТРЕТИЛИСЬ НЕФОРМАЛЬНО Встреча краеведов, художников и просто неравнодушных к истории Сергиева Посада людей прошла в Доме художника на улице Шлякова. В залах, где в настоящее время развернута выставка, поставили столы, стулья и даже диван, где все и разместились. На столах развернули карты центральной части города с обозначениями старинных улиц, которым в настоящее время угрожает перестройка с потерей исторической привлекательности, а то и вовсе полный или частичный снос зданий. "Опасные зоны" заранее обозначили на карте разными цветами.

Собрание носило неформальный характер, о чем сразу было заявлено со всей определенностью. Его целью стало, скорее, предварительное выяснение позиций, обмен мнениями и определение стратегии дальнейших действий энтузиастов, чем выработка какого-то конкретного решения.

Сотрудник музея-заповедника, краевед Лидия Гирлина напомнила о множестве уже утраченных зданий, о начавшейся современной застройке старого города и о том, что пока еще можно и очень хотелось бы сохранить.

Художник Виктор Багров посетовал, что границ охранной зоны вокруг монастыря, исторического центра города либо нет совсем, либо они тщательно скрываются от общественности - никто о них ничего не знает.

Писатель и литературовед Юрий Палагин рассказал о своем проекте обращения к властям города с предложениями по поводу грядущего празднования 400-летнего юбилея снятия осады с Троице-Сергиева монастыря. Некоторые из пунктов проекта предусматривают, например, награждение всех без исключения жителей района (включая младенцев и глубоких стариков) памятными медалями, посвященными этой дате. Переиздание книги "Сказания" о Смутном времени келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицина с обязательным переводом на современный русский язык. Создание на территории Никольского кладбища (где, по преданию, хоронили и защитников монастыря) Парка памяти с воздвижением специального знака "Троицким сидельцам" - и так далее, включая определение заповедных границ старого города, запретных для нового строительства.

Научный сотрудник музея-заповедника, краевед Константин Филимонов призвал собравшихся воздержаться от "прекраснодушных слов, напоминающих чеховский "Вишневый сад" и обратиться к прагматике. В частности, до разработки нового Генерального плана города следовало бы выделить в исторической части Сергиева Посада конкретные здания и сооружения (или их группы, вне зависимости от формы собственности), подлежащие охране, и утвердить их список постановлением Совета депутатов. Если дом частный, с его владельцем нужно заключить специальный договор, в котором город, например, обяжется помочь с ремонтом здания, а его владелец - не заниматься перестройкой фасада. Такая норма, оказывается, существовала в России до революции и воспользоваться разумным опытом предков совсем не грех. Оттуда же можно взять и идею сохранения архитектурной среды города путем разработки некоторого количества типовых фасадов зданий, характерных именно для Сергиева Посада. И в старой части города, если вдруг придет нужда (пожар или еще что-то) строить новые дома только по таким проектам. Представляющие ценность утраченные здания вполне можно восстановить по фотографиям и картинам, коих существует очень много. "Пусть люди строятся, сохраняя при этом архитектурный облик города", - заявил Константин Александрович. Единственное исключение это вентилируемый фасад.

Заместитель директора Сергиево-Посадского экономико-правового колледжа Марина Паншина предложила собравшимся посильную помощь в превращении их идей в конкретные документы, письма, обращения и так далее: "Нужно учиться работать с властями, в том числе через Совет депутатов, Общественную палату района, надо приложить все усилия для сохранения исторического облика Сергиева Посада, который является главной ценностью нашего города".

Озвученные на встрече идеи были восприняты некоторыми из присутствующих с энтузиазмом. Так, художники заявили, что займутся разработкой "типичных фасадов" и через несколько месяцев, возможно, даже организуют по этому поводу специальную выставку.

Александр КОНДРАТЬЕВ
Фото автора

Газета "Вперед"