Главные новости
К славному юбилею — 50-летию полета в космос Юрия Гагарина — НИЦ РКП из Пересвета имеет самое непосредственное отношение. Именно здесь на стендах тогдашнего НИИ-229 (позже НИИхиммаш) проводились многочисленные испытания двигателей знаменитой ракеты Р-7, которая 12 апреля 1961 года вывела на орбиту космический аппарат с человеком на борту. А еще раньше, в октябре 1957 года, старший техник предприятия Анатолий Иванович Корнев, выполняя обязанности оператора основного пульта, нажал кнопку "Пуск" для запуска первого искусственного спутника Земли. Это историческое событие, а заодно и легкую руку Анатолия Ивановича на НИЦ РКП вспоминают не без гордости: "Кто кнопку нажал, тот и открыл космическую эру".
Накануне Дня космонавтики генеральный директор федерального казенного предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" Геннадий САЙДОВ побеседовал с нашим корреспондентом.
— Геннадий Григорьевич, у предприятия, которое вы сегодня возглавляете, немало замечательных достижений, ему отведена особая роль в развитии космической отрасли. Если углубиться в историю, можно найти множество ярких примеров самоотверженного труда.
— Совершенно верно. Возьмите, к примеру, тот факт, что за неполных три года — с 1959 по 1962 год — у нас было проведено около 700 огневых испытаний, то есть одно испытание в смену. Представляете, какой темп работ? Были случаи, когда сотрудники проявляли настоящий героизм. Однажды во время проведения летных испытаний ракеты, когда уже была дана команда "Пуск!", вдруг прекратилась подача горючего — что-то произошло с мембраной. Рискуя жизнью, устранил неисправность Валентин Иванович Туркин, которого обвязали и спустили к ракете.
Благодаря подобным проявлениям самоотверженности и героизма, произошло настоящее чудо, когда страна, понесшая столько потерь за годы войны, поднялась до гагаринского полета. И мы сегодня с гордостью отмечаем, что это знаменательное событие состоялось еще и потому, что в системе ракетно-космической промышленности СССР было создано наше предприятие. Удивительно другое: весь тот комплекс стендов, который создан 40-50 лет назад, по-прежнему актуален и востребован в наши дни.
— О сегодняшнем дне НИЦ РКП. С каким настроением и надеждами встречаете профессиональный праздник? Какие перспективы у предприятия в нынешнем году, который Указом президента объявлен Годом российской космонавтики?
— Еще три года назад мы находились, если оценивать ситуацию объективно, в предсмертном состоянии. Общий кредитный портфель был на огромную сумму — полтора миллиарда рублей. Особенно неприглядные цифры просматривались по подоходному налогу. Иными словами, наш центр сидел в глубокой экономической яме. И для начала нужно было определиться, в чем беда: то ли внешние обстоятельства так задавили, то ли само предприятие что-то могло сделать, но не сделало. За то время, пока мы думали, как нам плохо, и о том, как строить капитализм, конкуренция внутри нашей отрасли значительно выросла. Между предприятиями ракетно-космической промышленности, между испытательными службами главных конструкторов развернулась жесткая борьба. И мы эту борьбу безнадежно проигрывали. Сейчас ситуация несколько поменялась, для многих проблем мы нашли решение, и они отсеялись. Но, к сожалению, этап финансовой нестабильности мы не прошли в полной мере. Все то, что должно быть по идее объективно предопределено, к сожалению, у нас зависит от субъективных факторов: от того, к примеру, как мы пробьем тот или иной проект или как договоримся с банками.
Сегодня в ракетостроительной отрасли происходят сложные процессы, создаются крупные холдинги, на коммерческую основу переводят отдельные виды деятельности. Со своей стороны, на всех конференциях в наших аналитических материалах мы подчеркиваем, что к этим процессам нужно подходить очень осторожно и аккуратно. Требовать от Роскосмоса больших технических эффектов и финансовых результатов одномоментно — очень распространенное заблуждение. В ракетно-космической отрасли работают и дают нужный результат длинные деньги. Мое мнение и мнение команды, которая со мной работает, состоит в том, что всякое реформирование имеет плюсы и минусы, и оно не должно позволить "выплеснуть с водой и ребенка", то есть потерять наземную экспериментальную базу. В этом плане показателен пример американцев, которые после наших замечательных успехов в космосе в 60-е годы сначала посыпали голову пеплом, а потом создали жестко управляемую государственную структуру — НАСА, эффективность работы которой не вызывает сомнений и сейчас.
В настоящее время мы участвуем в целом ряде проектов особой государственной важности, в том числе "Русь-М", "Союз 2-1в", "Булава", а также в завершающих этапах создания ракетно-космического комплекса "Ангара". Технические характеристики этого семейства ракет-носителей находятся на уровне лучших мировых образцов ракетно-космической техники. В прошлом году на нашем стенде были успешно проведены завершающие холодные и огневые испытания. Очень надеюсь, что у наших коллег из ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, которые непосредственно занимаются проектом "Ангара", появятся новые возможности для закрепления на позиции космического извозчика, что, кстати, я считаю очень полезным и почетным делом.
— Расскажите о сотрудничестве и взаимодействии НИЦ РКП с космодромами.
— Для России космодром Байконур на сегодняшний день является приоритетом №1, и, полагаю, в ближайшее время этот приоритет будет сохраняться. Но в стратегическом плане инициатива перешла к создаваемому в Амурской области космодрому "Восточный". В связи с этим перед нашим предприятием открываются новые перспективы, поскольку согласно приказу руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова наш центр официально утвержден застройщиком этого объекта. Мы сейчас активно занимаемся созданием дирекции по строительству и всем перечнем вопросов, которые должна решать дирекция на космодроме "Восточный". В частности, оформлением землеотвода, представлением проектной документации для проведения госэкспертизы первых строительных объектов. Руководителем единой дирекции по строительству назначен наш сотрудник Виталий Худяков, а заместителем — Юрий Кузьменко. Участие в строительстве и развитии космодрома "Восточный" является для НИЦ РКП одним из основных приоритетов. Ведь таким образом мы обеспечиваем себе возвращение в пилотируемые программы и непосредственное участие в пусках различного назначения.
— Геннадий Григорьевич, как известно, в октябре прошлого года в рамках реализации президентской программы и проекта "Развитие суперкомпьютеров" на ряд предприятий Роскосмоса, в том числе и в НИЦ РКП, была осуществлена поставка суперкомпьютеров. Какие задачи способна выполнять такая техника?
— Три года назад мы услышали выступление представителя Саровского ядерного центра, который информировал о результатах десятилетней работы по суперкомпьютерным технологиям и высказал идею межотраслевого коллективного пользования этими технологиями. Нам такая идея понравилась. Мы неоднократно встречались с нашими коллегами и нашли почву для совместных действий. Интерес к нашей работе выразили отраслевые предприятия: "ЦСКБ-Прогресс" из Самары, разрабатывающее ракеты, и "КБХА" из Воронежа, изготавливающее ракетные двигатели. Таким образом, мы вошли в президентскую программу. Вошли удачно. Получили суперкомпьютер терафлопного класса, обучили людей, организовали рабочие места. Теперь у нас есть возможность проводить достаточно сложные расчеты, заниматься математическим моделированием, формированием экспериментальных данных. На недавнем форуме российской промышленной коллегии по инновационным технологиям наш совместный с Саровским ядерным центром доклад по суперкомпьютерным технологиям был одобрен, как отметила помощник президента, мы выбрали верное направление.
— Суперкомпьютерные технологии — это направление, в котором хорошо себя проявляет молодежь. Как обстоят дела с привлечением на работу молодых квалифицированных специалистов?
— Больная тема. Конечно, по заработной плате мы проигрываем нашим флагманам и лидерам по оборонному комплексу. В этой связи перспектива может быть в обеспечении молодых специалистов жильем. И такая возможность у нас появилась. Сейчас в свое распоряжение мы получили помещение казармы, которое было передано нам ушедшей воинской частью. В течение года постараемся переоборудовать военную казарму под жилой многоквартирный дом и обеспечить жильем семьи наших молодых специалистов.
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?