Оператор «центра»

13 апреля 2011 3781

Одиннадцать лет службы на космодроме Байконур. Тернистый путь от лейтенанта до майора. Участие более чем в 110 испытаниях и запусках ракет-носителей и космических аппаратов, в том числе пилотируемых космических кораблей по программе «Интеркосмос». Причем в подавляющем большинстве этих запусков участвовал в качестве оператора центрального блока, то есть непосредственно нажимал кнопку «Пуск». За безупречную службу и самоотверженный труд награжден пятью медалями. Знакомьтесь, Александр Усольцев — ныне скромный работник районной администрации, инженер хозяйственно-эксплуатационного центра.

Оператор «центра»

Отец Александра Викторовича был офицером, что, в какой-то мере, и предопределило его жизненный путь. Закончив в 1972 году загорскую школу №18, поступил в Ленинградскую военную инженерную академию им. А. Ф. Можайского на факультет систем управления летательных аппаратов. Учился Александр Усольцев хорошо — не отличник, но твердый хорошист.

Оператор «центра»


По окончании академии получил распределение на космодром Байконур, на площадку 31. В августе 1977 года с женой и маленьким сыном прибыл на станцию Тюратам, что в нескольких километрах от города Ленинска (ныне Байконур). Пейзаж местности — достаточно типичный для казахстанской степи, точнее, полупустыни: глинобитные дома, бесцветное небо, нещадное солнце, сильный порывистый ветер, поднимающий клубы пыли и песка. И на фоне этого пейзажа, как мираж в пустыне, вполне современный по тем временам, уютный и зеленый город Ленинск. Буквально к каждому дереву подведена отдельная труба с водой. Каждое утро дворники открывали краны и поливали насаждения. Иначе все засохло бы.

Уже на месте лейтенант Усольцев получил направление в отделение, занимавшееся электрическими испытаниями ракет-носителей. Служил сначала простым инженером, а уже через три года вырос до начальника отделения, в подчинении которого было 12 солдат-срочников и 5 офицеров.

Оператор «центра»128,58 Kb

Первые полгода шла планомерная подготовка для сдачи зачета на допуск к испытаниям ракеты-носителя. Нужно было изучить все оборудование, назначение всех кнопок, ключей, тумблеров, а их на пульте порядка 90. Кроме этого, тяжелая работа, связанная с подключением кабелей, контролем электрической части пускового оборудования. А еще — обычная солдатская рутина: политзанятия, стрельбы, в общем, жизнь по уставу.

Оператор «центра»

После сдачи зачета Усольцев стал оператором «центра» — так кратко называют на Байконуре человека, который контролирует испытания центрального блока ракеты.

— Должность очень ответственная, ошибка при работе за пультом дорого обходится, — вспоминает Александр Викторович. — Поэтому решения порой приходилось принимать буквально в течение долей секунды.

Оператор «центра»Оператор «центра»

Впервые повернуть ключ «на старт» и нажать кнопку «пуск» довелось 20 января 1978 года. Именно в этот день был запущен первый грузовой корабль «Прогресс-1», открывший новую эру в освоении космического пространства. Потом было еще множество ответственных пусков.

К примеру, в 1982 году в течение только одного месяца было произведено шесть запусков ракет. Так Советский Союз демонстрировал всему миру свою военную и промышленную мощь.

Оператор «центра»

Работать доводилось под началом легендарной личности — полковника Бориса Чекунова, который в 1961 году нажимал пусковую кнопку при запуске космического корабля с Юрием Гагариным на борту. А начальником управления в то время был генерал Алексей Шумилин. В сентябре 1983 года этот генерал во время старта буквально за четыре секунды до взрыва загоревшейся ракеты-носителя спас экипаж космонавтов — Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. Мгновенно оценив ситуацию, Шумилин принял решение отстрелить при помощи системы аварийного спасения капсулу с экипажем, которая, взлетев на высоту почти три километра, благополучно приземлилась на парашюте в нескольких километрах от стартовой площадки. Посадка получилась достаточно жесткой, зато люди остались живы. За мужественные действия генералу Шумилину было присвоено звание Героя социалистического труда.

Оператор «центра»

Александр Усольцев неоднократно участвовал также в подготовке и запуске на орбиту интернациональных пилотируемых экипажей по программе «Интеркосмос». Нажимая по команде пусковую кнопку большим пальцем левой руки («Левая рука у меня резче правой»), он отправлял в космос многих знаменитых наших космонавтов: В. Ляхова, Н. Рукавишникова, Л. Кизима, В. Джанибекова, С. Савицкую, а также Г. Иванова из Болгарии, венгра Б. Фаркаша, В. Ремека из Чехословакии.

Любопытный случай произошел при запуске первого болгарского космонавта, настоящая фамилия которого была Какалов. По инициативе советской стороны за несколько часов до старта болгарину пришлось из-за неблагозвучности срочно менять фамилию на Иванова.

Вообще полет с Георгием Ивановым с самого начала не задался. Долго, почти в течение года строилась смотровая площадка для вип-гостей из Болгарии. Когда смотровая площадка была готова, оказалось, что весь обзор закрывают воздушные линии проводов. Строение снесли и в течение трех дней соорудили новое. Однако воспользоваться смотровой площадкой в тот день так и не довелось — внезапно налетел сильный ветер, поднявший песчаную бурю, и даже были сомнения, что ракета полетит. Старт не отменили, но на орбите задание не было выполнено, поскольку не получилось состыковаться с орбитальной станцией.

Общаться с космонавтами Александру Усольцеву не пришлось. Более того, ни одного пуска вживую он так и не увидел, разве что с транслирующего монитора в бункере, который находится на глубине 11 метров. «Я был рабочим, — утверждает с улыбкой Александр Викторович, — хотя и не последний человек на космодроме».

Знаменательно, что нынешний командир Байконура полковник Михаил Варданян после распределения из института был подчиненным офицера Усольцева. И Александр Викторович на правах ветерана передавал ему свой опыт.

С болью в сердце вспоминает бывший оператор «центра» о трагическом событии на космодроме Плесецк в Архангельской области, где в марте 1980 года во время подготовки к старту произошел взрыв ракеты-носителя со спутником «Метеор-Природа». Тогда погибли более 50 человек, в том числе и двое его товарищей, с которыми он учился в одной группе в академии, — старшие лейтенанты С. Микеров и В. Михайлов. Запускать «Метеор-Природу» при-шлось уже на Байконуре. Слава Богу, повторный запуск спутника прошел успешно.

Оператор «центра»

Байконур — это было, что называется, государство в государстве. Но в годы горбачевской перестройки все программы начали сворачиваться; снабжение, которое еще недавно было на высшем уровне, стало по талонам. В 1988 году майор Усольцев перевелся на Новостройку (ныне Пересвет), трудился инженером-испытателем военного представительства при НИИхиммаше, принимал участие в создании ракетно-космического комплекса «Буран-Энергия». После увольнения в 1998 году в запас работал в НИИхиммаше. Затем на разных должностях в администрации Сергиево-Посадского района.

Как большую реликвию, Александр Викторович хранит у себя ключ «на старт», который он взял на память после замены оборудования на центральном пульте. «Не исключено, что этим ключом запускали в космос Юрия Гагарина».

На вопрос о том, что значит для него сегодня Байконур, майор запаса Александр Усольцев говорит:

Это было прекрасное время — молодость и ощущение причастности к большому делу, нужному и важному для нашей Родины.

 

Владимир ПИМОНОВ, газета "Вперед"