"Пионеры юные..."

23 мая 2011 2981

На дворе стоял 1966 год. Пионерский сбор, возглавляемый классной руководительницей, принял ответственное решение: бороться за присвоение отряду имени пионера-героя Володи Дубинина. Все как по писанному. Но какой-то бес подстрекнул нас, пятиклассников, к совершенно невинному, казалось, вопросу: "А были ли в нашем городе пионеры-герои?" После этого мы узнали, что представляем собой "бездельников", "наглецов" и кого-то там еще. Короче, вопрос оказался несколько некстати.

«Пионеры юные...»

А были ли они действительно, наши пионеры-герои? Ведь отрезок времени, охватывающий историю пионерского движения на нашей малой родине, был солидным — с весны 1923-го и как минимум до конца СССР. Как было и немало событий, дававших повод к подвигу.

О чем писали газеты

Поколениям пионеров 70-80-х повезло больше, чем нам. На гребне политических юбилеев общество все чаще и чаще обращалось к местной исторической памяти. Особенно много публикаций пришлось на период подготовки к 200-летию города, которое отмечалось в 1982 году. Бывали и выступления первых пионеров, публиковались работы на тему истории комсомола и его взаимодействия с "младшим братом".

Огромные пласты истории местной пионерии открываются при знакомстве с рядовыми публикациями в газете "Вперёд" тех далеких лет.

«Пионеры юные...»

1950-е. Пионеры, вырастившие большое поголовье кроликов. Пионеры-юные техники, организовавшие тимуровский поход по ремонту бытовых приборов у пенсионеров. Или еще заметка — "Отважные пионеры". Оказывается, во время сильного дождя потоками воды залило полуподвальное помещение столовой завода №6. Сотрудники оказались в западне, не могли выйти, открыть двери, чтобы окончательно не утопить зал и кухню. Два проходящих мимо пионера принялись отчерпывать воду из тамбура прихожей, уже превратившейся в бассейн...

Инициатор тимуровского движения в годы войны Юра Байковский. Юный натуралист Володя Прилуцкий, откопавший старый крестьянский способ борьбы со страшнейшим вредителем овощных культур — земляной блохой... Идем дальше, дальше, к истокам.

Всем ребятам пример

Вплоть до предвоенного времени пионерское движение не было обязательным и всеобъемлющим. Судя по архивным материалам, в 1940 году в городе Загорске им было охвачено около 40 процентов детворы. Пионер трактовался в буквальном смысле как "всем ребятам пример", то есть должен был отличаться от общей (нередко хулиганской) массы детворы в лучшую сторону.

Если местный комсомол рекрутировался на первых порах из воспитанников многочисленных детских домов, то пионерскому движению оказалась присуща некоторая респектабельность. Среди первых пионеров большинство — дети служащих, кооперированных кустарей, квалифицированных рабочих, то есть людей довольно культурных и образованных. Вели их туда не перспективы политической карьеры, а организация "передового досуга", как тогда это называлось.

Если борцов за мировую революцию представляли лишь в общих чертах и с трудом, то настоящего борца-атлета Крылова, жившего на Болотной улице, — совершенно конкретно. И первых городских спортсменов из клуба "Марафон", и радиолюбителей из "Общества друзей радио" тоже. Пионеры хотели быть такими, как они: ловкими, умелыми, "козырными". В быту спортивная подготовка пионеров давала им сто очков вперед в сравнении с уличными шкетами. Так родился отчаянный вопль последних: "Пионеры наших бьют".

"Не отрывайся от коллектива!"

В 1920-х — начале 1930-х пионерское движение было территориальным, привязанным к месту жительства и промышленным предприятиям. К школе его "приписали" только в 1935 году. И в публикациях про пионеров не было привычного для второй половины ХХ века идейного лоска.

Писали, например, как перестарался один юный атеист. Он залез в Пасху на церковную ограду и начал истошно вопить: "А бога нету!" И тут ему, как написал корреспондент "Плуга и молота", "под ложечку вступило". Он начал орать, чтобы его с ограды сняли. А верующие, мол, говорили между собой, что малец вопит по причине того, что его безбожники на крестный ход не пустили. Вывод из этого делался такой: не занимайся безбожничеством в индивидуальном порядке, не отрывайся от коллектива — неправильно поймут!

Пионеры, отдыхавшие в одном из первых пионерских лагерей, в Ситниках (за Лозой. — Ред.), тоже один раз неправильно поняли ситуацию. Как-то утром их подняли по тревоге: из штаба пропало знамя! Сначала решили, что военная игра. Но по перепуганным лицам вожатых все выглядело намного серьезней. По меньшей мере, как происки кулацких сынков. Устроили облаву в лучших традициях: цепью, с передовыми разведчиками. К полудню обнаружили мирно почивавшего во сне беспризорника. И при нем — знамя. Оказывается, он его украл, чтобы "на барахолке маклакам толкнуть. Ткань-то хорошая!" С беспризорником провели воспитательную работу. Можно представить, какую.

А пионеры одного вновь созданного сельского отряда стащили в правлении колхоза бархатную скатерть. На знамя. И при этом классово-мудро объяснили свой поступок: "Заседать и на клееночке можно, не графы на бархате заседать!" Не знаю, проводили с ними разъяснительную работу старшие товарищи или нет. Но то, что в публикациях уездной печати на темы жизни комсомола часто появлялись призывы не колотить пионеров, говорит само за себя.

Детство — это детство

У каждого пионерского отряда города был свой штаб, "коммуна". А главным в Загорске был пионерклуб, до 1932 года располагавшийся в Красных рядах на Красногорской (тогда Советской) площади. Потом его место заняла районная библиотека, и пионеры оказались бездомными. Так продолжалось до мая 1936 года, когда на улице Первомайской (ныне Вознесенской) открылся Дом пионеров, ныне известный под именем Дворца творчества детей и юношества "Истоки".

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Газета "Вперед"