ИГРУШЕЧНЫЙ МУЗЕЙ

22 мая 2006 2153

ИГРУШЕЧНЫЙ МУЗЕЙ “Дядя Музей” — называла детвора Николая Бартрама — отца-основателя музея игрушки, «прописанного» в нашем городе на горе Волкуша. Он был открыт в 1918 году и первоначально располагался в центре Москвы на Пречистенке. В нем тогда были не только витрины с экспозицией, но и мастерские, в которых дети могли смастерить куклу, и кукольный театр. В разное время музей принадлежал различным ведомствам, был даже отделением Оружейной палаты.

В 1932 году, когда столицу очищали от “ненужных” учреждений, музей игрушки отправили в Сергиев Посад. Сначала он располагался на территории Лавры. С 80-х годов находится в здании на Волкуше. Его коллекция сегодня насчитывает 63 тысячи экспонатов, а сам музей считается ценностью мирового масштаба.

Накануне Международного дня музеев мы беседуем с главной хранительницей музейной экспозиции Тамарой АТЮШЕВОЙ.

— Кто посещает ваш музей?

— По статистике 92 процента посетителей Государственного художественного музея игрушки — это экскурсии школьников из Москвы. Посетителей из нашего города — мизерное количество, в основном это, конечно, дети. Однако во всех заграничных музеях игрушки да и в российских салонах кукол основной контингент — взрослые.

В мире сегодня игрушечный бум. Люди коллекционируют игрушки, начиная от киндер-сюрпризов и заканчивая антикварными куклами с фарфоровыми головками, стоимостью в тысячи долларов. Собирают железные дороги с паровозами и семафорами, покупают авторских кукол, созданных специально для любования.

— И все же основное назначение игрушки — находиться в детских руках?

— Игрушка — это зеркало жизни. Для ребенка она – мирообразующий элемент: она для малыша практически родное существо. В нашей коллекции есть экспозиция народной игрушки. Большая ее часть — тряпичные куклы, экспонаты, привезенные с Орловщины, Брянщины, из российской глубинки. Тряпичная кукла с основанием из палочек или сучков или набитого мешочка — это яркий образ народной культуры. Девочки шили себе игрушку из лоскутков старой отцовской холщовой рубахи. По тому, насколько аккуратно были сшиты куклы, сваты решали, брать невесту замуж или нет, сможет ли она потом обшивать всю семью.

— Дома творчества и художественные школы района у вас, наверное, днюют и ночуют?

— Как ни странно, нет. Хотя мы с радостью готовы показать детям основные приемы создания как тряпичной куклы, так и игрушек из папье-маше, из природных материалов. Основная креативная задача – создать из листика, палочки, тряпочки нечто образное, из ничего создать что-то, познавая таким образом мир.

— Каким образом пополняются музейные фонды?

— Фонд, в основном, был сформирован в первой половине и середине ХХ века: нам в свое время были переданы экспонаты кустарного музея, находки этнографических экспедиций, раритеты Русского музея и Оружейной палаты. А промышленная игрушка к нам попадала прямо с фабрик. До сих пор не все из старинных экспонатов описаны и изучены. Фонды музея огромны. В экспозиции находятся всего пять процентов имеющихся игрушек. Причина — теснота.

В 1991 году был разработан проект и составлена смета строительства нового фондохранилища на горе Волкуша — оно было необходимо как воздух. Однако началась перестройка, и проект «похоронили». Сейчас мы нашли здание, которое, отремонтировав, можно было бы использовать под фондохранилище.

В прошлом году мы колоссальными усилиями сделали небольшой актовый зал, где по выходным проходят кукольные спектакли — кукол можно трогать, играть с ними. Уже сейчас мы готовим мастер-классы по изготовлению тряпичной куклы, росписи матрешки, глиняным изделиям. Хотим сделать детскую игровую комнату, изменить интерьер, создать круговой обзор, чтобы в залах бегали паровозики по железной дороге и были подвесные модули — так, чтобы музей игрушки стал светлым, радостным, по-настоящему игрушечным.

— Ваши коллекции путешествуют по стране и миру?

— Да, мы возили коллекцию тряпичной куклы в Омск и коллекцию игрушек царской семьи в Америку: Санта Фе и Цинцинатти. Американцы очень трогательно отнеслись к выставке, некоторые даже плакали: ведь игрушки царских детей были представлены как что-то очень личное, сокровенное.

Но выставки — это еще и тревога: куклы “болеют” от перепадов температур, переездов — эти раритеты требуют осторожного и правильного хранения.

Мы всегда с большой радостью ждем наших земляков. Стоимость билета тридцать рублей, по выходным дополнительно проводятся кукольные спектакли.

Беседовала Евгения МЕНЖУК
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"