"Блестящая личность во всем"

18 января 2012 3183

Учителю Олегу Константиновичу Михайлову — 90

"Сегодня ко мне в гости приходил мой ученик. Принес подарки, мы отлично посидели. В это трудно поверить, но ему уже 77 лет!" — так начал наш разговор старейший учитель нашего района Олег Константинович Михайлов. Сегодня, 18 января, ему исполняется 90 лет, и наша редакция с удовольствием присоединяется к многочисленным поздравлениям в его адрес. В течение многих лет Олег Константинович был одним из самых известных и любимых учениками педагогов Загорска.

«Блестящая личность во всем»

О ДЕТСТВЕ

Беседу мы начали издалека — поговорили о детстве, о родителях. Олег Константинович родился в 1922 году в городе Иваново. Отец был связистом, мама дома воспитывала троих детей. История их женитьбы по-своему очень интересна и красива. Отец, будучи офицером русской армии, в 1914 году познакомился со своей невестой в Австро-Венгрии и как "военный трофей" вывез ее в Россию, где они и обвенчались. Мама знала много языков (польский, немецкий, венгерский), но по-русски поначалу говорила плохо. Революцию отец принял сразу, стал красным командиром, мама была с ним на фронте. По окончании Гражданской войны осели в Иванове.

Жизнь постепенно налаживалась, в семье родились трое детей (дочь Эмилия, сыновья Олег и Юрий), но спустя несколько лет в доме случился сильный пожар. Спасая детей от огня, их выбрасывали из окна второго этажа. Жизнь сохранили, но здоровье пострадало: Олег Константинович сильно, на всю жизнь, повредил ногу.

Потом отца перевели в Сергиев (вскоре он стал Загорском) и назначили руководителем местного узла связи. Семья Михайловых стала жить на проспекте Красной Армии в двухэтажном доме возле Белого пруда (сейчас он не сохранился).

"Мне с детства нравилось все, что касалось физики, — говорил Олег Константинович. — Например, в 13 лет я соорудил маленькую фотолабораторию на чердаке своего дома. Отец, работая в узле связи, снабжал нас с братом всякими электрическими приборчиками для измерения тока, мы много с ними экспериментировали. Так мы приобрели опыт, знания и любовь к технике".

"СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР"

Когда началась война, Олег Константинович только-только окончил школу. Как и другие его сверстники, пошел работать на ЗОМЗ учеником токаря: многих рабочих забрали на фронт, но выпуск военной продукции не останавливали. Осенью 1941-го завод отправили в эвакуацию в Томск. Ребят с собой не взяли, и Олег Константинович, поразмыслив, решил поступать в Московский энергетический институт.

Время было военное, голодное, холодное, электрички ходили очень редко — в конце концов МЭИ пришлось оставить. Но бытовые трудности были не главной причиной. "Я понял, что это не мое призвание. Дело в том, что мне всегда нравилась профессия учителя, и я решил, что стану им. Все последующие годы я благодарил судьбу за то, что сделал правильный выбор", — рассказывает Олег Константинович. Вместо МЭИ он поступил на физико-математический факультет Загорского учительского института, который располагался в закрытой в то время для богослужений Лавре.

ДЕВОЧКИ ЛЮБЯТ ФИЗИКУ

Первым местом работы по специальности для молодого учителя стала загорская школа им. РККА, где в свое время учился и он сам.

"Олег Константинович был блестящим педагогом. Блестящая личность во всем: во внешности, в манере поведения. Хотелось на него походить, он был во всем нам примером. Он умел шутить, в этом был шарм, нам это очень нравилось, — писал В. Беленький в книге "Первая. 85", выпущенной к юбилею школы им. РККА. — Учась в школе, я был довольно ленив и редко выполнял домашние задания. Однажды, не сделав задание, я сослался на то, что потерял ручку и нечем было писать. Знаете, как отреагировал на это Олег Константинович? Нет, он не ругал меня, не поставил двойку. Он очень грустно сказал: "Я верю, что если бы пришли фашисты, ты бы нашел винтовку — не то что ручку". Вдумайтесь в эту фразу! Он не обидел, не унизил нерадивого ученика — он "поднял планку", до которой уж хочешь-не хочешь, а надо тянуться. Никакой педагогический вуз этому не научит. С этим надо родиться, в этом личность и в этом талант!"

«Блестящая личность во всем»

Через несколько лет освободилось место заведующего кабинетом физики в школе №2. Это было на-много ближе к дому (сейчас в этом здании располагается физико-математический лицей), и Олег Константинович перешел работать на новое место. "Я пропадал в школе с утра и до позднего вечера: уроки, классное руководство, физико-математический кружок, — вспоминал он в нашей беседе. — Мы с ребятами делали такие экспонаты, что и сегодня вспоминаем их с восторгом! Их даже возили на выставки в Политехнический музей!"

Организованный им кружок пользовался в школе необычайной популярностью. "В 1954 году отечественные школы перевели на совместное обучение мальчишек и девчонок, — писала одна из любимых учениц Олега Константиновича Анна Ионова. — Нас, девчонок из школы №6, перевели в школу №2 к мальчикам. Помню, мы очень волновались: новые учителя, да и с мальчишками побаивались сидеть за одной партой.

Я как будто вчера помню тот сентябрьский день. Вот мы входим в новую школу, в полумраке коридора нас встречают преподаватели во главе с директором. Но наши взгляды были устремлены на высокого, стройного, с необыкновенно добрыми и красивыми глазами человека, одетого в белоснежный пиджак и темные брюки. Это был преподаватель физики Олег Константинович Михайлов. Ему едва тогда перевалило за 30 лет.

После первого урока физика стала для нас, девочек, любимым предметом. Превосходное знание предмета, интересная подача школьного материала, удивительная способность общения с детьми на равных поражали нас. Такого уважительного отношения к себе мы еще не знали. Понятно, записаться в физический кружок стало мечтой каждого ученика, но отбор был строг: отличные оценки по физике и хорошие по другим предметам".

Позже школу №2 закрыли, и Олег Константинович перешел работать в новую, только что построенную школу №11 на Угличе. "Все пришлось начинать с нуля, в том числе и оборудование физического кабинета — вы понимаете, как это важно и для учителя, и для учеников, — говорил он. — Но мы справились с задачей успешно, и у меня снова был один из лучших кабинетов физики в нашем районе".

"НЕТ ПЛОХИХ УЧЕНИКОВ"

Олег Константинович отдал своей профессии 34 года. На вопрос, был ли он строгим учителем, задумывается: "Скорее, не строгим, а требовательным. Я считал и считаю, что нет плохих учеников, надо просто искать и находить их таланты, благо у каждого они хоть какие-нибудь, да есть. Отношения с учениками у меня были замечательными, школа действительно превратилась в мой второй дом. Их интерес к физике подогревался тем, что на уроках зачастую использовались приборы, сделанные их же руками".

Олега Константиновича действительно любили и уважали — и он отвечал своим подопечным тем же, принципиально стараясь никого не выделять и вести себя ровно и одинаково по отношению ко всем. "Но удавалось это, конечно, не всегда, — сознается он. — Детям ведь иногда не надо слов, они многое могут понять по взгляду, жесту, интонации".

Редко можно найти учителя, ученики которого с удовольствием ходят к нему в гости по прошествии, например, сорока лет после окончания школы. Олег Константинович — из таких. Каждый год в день рождения о нем вспоминают и поздравляют его ученики, которым он и сегодня остается добрым другом. Нынешний, юбилейный для него год совсем не исключение.

 

Газета "Вперед"