Уповая на молитву

06 февраля 2012 3786

«Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как история планет», — утверждал поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко. А еще известно, что слово «судьба» происходит от слова «суд», точнее, как говорят христиане, от промысла Божьего обо всем происходящем. И действительно, жизненный путь монаха Троице-Сергиевой лавры игумена о. Василиска, о котором посоветовал написать депутат районного Совета Андрей Яковлев, иначе, как промыслом Божьим, не назовешь.

Уповая на молитву

ПУТЬ К ХРАМУ

Родом о. Василиск из Молдавии. В середине 80-х в составе ограниченного контингента Советских войск он проходил срочную службу в Афганистане. После армии вернулся в родное село, стал чаще бывать в местном храме. Был ли предопределен сельскому парню путь в монашество? Вряд ли. Хотя промысел Божий совершается над каждым человеком в отдельности. А потому ничего случайного в жизни не бывает.

Отец Василиск говорит: «На протяжении службы в Афганистане я чувствовал помощь Божью». Однако считает, что к монашеству его подвигнул отнюдь не Афганистан, хотя по молитвам родных и близких Господь хранил его на протяжении всей службы, избавлял от многих искушений. После армии у него и в мыслях не было уйти в монастырь. Он хотел учиться в вузе, думал создать семью. При этом он стал чаще бывать в церкви, где познакомился с молодыми воцерковленными людьми из семьи верующих.

«С ними, — вспоминает игумен, — мы съездили в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Там я увидел совершенно другую жизнь, меня поразило то, как живут монахи. При этом у меня возникло такое ощущение, что ничего привлекательного в миру нет. По приезде из Почаева у меня пропал интерес к мирской жизни».

Мир стал скучен. Появилось непонимание даже среди друзей, стали кардинально расходиться интересы. Тогда и зародилась мысль о принятии монашества. В тот же год удалось посетить Загорск, где в семинарии при Лавре несколько односельчан учились на священников. Именно здесь он почувствовал, что это среда, которая ему нужна, что этот образ жизни близок его душе. И в 1986 году бывший воин-афганец стал студентом Загорской семинарии. А в 1988-м, обучаясь в третьем классе, он перешел в монастырь на послушание.

НА ВОЙНЕ НЕВЕРУЮЩИХ НЕТ

Начиная с 2000 года о. Василиск в качестве священнослужителя ежегодно ездил на Кавказ, в объединенную группировку войск по проведению контртеррористических операций на территории Чечни. Инициатором необычных в то время командировок стал о. Николай Кравченко, который служит в храме святых апостолов Петра и Павла. В прошлом о. Николай был боевым офицером, воевал в Афганистане и Чечне.

За одну командировку, которая длилась, как правило, две недели, священники крестили до 140 солдат. Однажды о. Василиск совершил обряд крещения над 60 военнослужащими.

«Мне уже надо улетать в Ханкалу, — с улыбкой вспоминает игумен Лавры, — а тут прибегают еще пятеро ребят, просят, чтобы я их тоже покрестил. Так и получилось, что за один только день православными христианами стали 65 человек».

Кроме обряда крещения священнослужители освящали помещения, беседовали с солдатами, исповедовали, раздавали небольшие иконы, духовную литературу, служили литургию. К ним как к духовникам обращались за моральной поддержкой в любое время суток, даже ночью. Видно, не зря говорят, что на войне не бывает неверующих.

«Кому нужен Христос? – говорит игумен Василиск. — Он нужен, прежде всего, тому, кто считает себя духовно погибающим человеком. Многие приходят к вере через скорби и болезни, через тяжелые испытания в жизни. Где черпать силы для решения проблем, которые навалились? Кто поможет? Конечно, Господь! И когда человек начинает это понимать, он обращается к Христу».

АПОКАЛИПСИС

Во время встречи как-то сам собой зашел разговор о конце света. Дело в том, что в последнее время в обществе среди обывателей растет неуверенность в завтрашнем дне, отчаяние. Тема апокалипсиса будто специально нагнетается, в частности, распространяется информация о том, что в 2012 году по календарю древних майя наступит конец света.

«Людям, которые не уповают на Бога, — считает о. Василиск, — которые слабы верой, свойственно впадать в отчаяние. У них появляется страх перед будущим. Но если человек живет духовной церковной жизнью, стремится к спасению, то, в принципе, его эти разговоры не должны пугать. Нам ли ждать конца света? Ведь смерть может наступить в любой момент, и мы уже сегодня можем предстать перед Богом. А с чем мы предстанем? Какой ответ дадим Богу? Вот что нужно держать в своей памяти, а не то, что будет. Смерть и апокалипсис пугают того, кто живет как попало, не думает о спасении, цепляется за материальные блага».

О ГОРОДЕ И СВЯТЫНЕ

Не за горами 2014 год, когда вся Россия будет отмечать 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. К исторически значимой дате надо готовиться. Чехарда во властных структурах Сергиева Посада, проблемы с благоустройством и в системе коммунального хозяйства — эти вопросы беспокоят многих, не мог их оставить без внимания и игумен Василиск.

«Удивительный момент, — говорит он, — там, где много Божией благодати, где святое место, там бывают большие искушения. И наш город в этом смысле не исключение. Здесь находится великая святыня, сам преподобный Сергий почивает в Лавре. И в то же время иногда слышишь от светских людей, что Сергиев Посад – бандитский город. В чем тут связь? Конечно, все не просто так в этой жизни. Ведь нередко среди местных жителей встречаешь тех, кто ни разу не переступали монастырский порог, ни разу искренне не обращались к Богу. И то негативное, что происходит в городе, происходит по грехам нашим. Конечно, хотелось бы видеть перемены к лучшему. Но пока об этом остается только надеяться и молиться».

Владимир ПИМОНОВ

Газета "Вперед"