СЕКРЕТ КОЛОКОЛЬНЫЙ

10 июля 2006 2647

СЕКРЕТ КОЛОКОЛЬНЫЙ "Во имя Отца..." - с этими словами звонари, раскачивающие канатами полуторатонный язык, обрушили тяжелый, но мягкий удар в бок массивного колокола. "И Сына... и Святаго Духа..." Звук Благовеста плыл над Троице-Сергиевой лаврой, созывая православных на богослужение.

Через века

- Колокольный звон, который используется в православной традиции, обычной нотной грамотой записать, как известно, нельзя, - рассказывает звонарь Лавры отец Антоний. - У католиков колокол подстраивается под одну ноту, а у нас он поет на несколько. Издревле звоны передавались от звонаря к звонарю. Сейчас технический прогресс внес свои коррективы: в Лавре хранится коллекция грампластинок, на которых еще фирма "Мелодия" записала звоны. Скажем, "Красный лаврский трезвон". Но все равно, главное - передача традиций от человека к человеку. Главное - не мелодия даже (хотя колокола, конечно, подобраны по тональности), а ритмический рисунок.

Самому отцу Антонию колокольный звон запал в душу с детства - когда он жил еще в Александрове, где была действующая церковь. С 13 лет стал изучать это искусство. А опытных наставников нашел в Троице-Сергиевой лавре.

- Здесь у нас, хотя Лавру закрывали, традиция сохранилась, - говорит отец Антоний. - Когда монастырь прекратил свое существование, старшим звонарем был слепой монах Сергий. А у него в учениках ходил молодой человек Константин Родионов.

Именно Константину Ивановичу довелось вновь подняться на звонницу в 1946-м, когда Лавра возродилась. Я слышал, что при закрытии Сергий сказал Родионову: "Пойди, ударь в последний раз, попрощайся с Лебедком" (так любовно называли монахи колокол "Лебедь").

А ровно 60 лет назад, уже после войны, Константин Иванович снова получил возможность звонить. Он поднялся на колокольню за два дня до Пасхи и с грустью увидел, что сыромятные ремни из моржовой кожи, на которых висел "Лебедь", отвисли, и использовать его нельзя. Выручили рабочие ЗОМЗа, которые в тот момент монтировали крест на Успенском соборе. Узнав о причине печали Константина Ивановича, они пообещали к празднику все исправить - и слово свое сдержали. На Пасху колокол пел, как прежде.

Потом у Родионова учился звонарь отец Михей, а уже от него секреты колокольных звонов перенял Антоний. У него сейчас тоже есть ученики. Они, когда придет время, не дадут исчезнуть этому знанию.

Сохранилась в Лавре и часть древних колоколов. В это трудно поверить, но самый старый был подарен сыном князя Дмитрия Донского в 1420 году! По-прежнему радует своим звуком колокол "Лебедь" - современник царя Бориса Годунова (отлит в 1593 году). А еще, если говорить о реликвиях, то гордится Лавра колоколом из взорванного большевиками Храма Христа Спасителя. Он в свое время попал... в театр, где шли оперы, в которых звучал звон: "Хованщина", "Борис Годунов" и прочие. Всего из 42 древних колоколов в свое время комиссии, в которой участвовал отец Павел Флоренский, удалось спасти 13. Они доказали их историческую ценность. Прочие были варварски уничтожены. За этот мужественный шаг - защиту сокровищ Лавры - все члены комиссии были уничтожены в тюрьмах и лагерях.

Во все тяжкие

Колокола играли большую роль в жизни нашего народа. Звоном созывался в древности народ на вече. Указывал дорогу заблудившимся путникам. Им же встречали нежданную беду, например, пожар. А в дни войны набатом призывали народ на защиту Отечества. Звоном же оповещали о победе и приветствовали триумфальное возвращение полков с поля брани. Но главное их предназначение, конечно же, религиозное.

Звоны используются разные в зависимости от того, какое именно событие отмечается. Когда звонят в один колокол перед началом молитвы - это благовест. Иногда звонят "двузвоном" или "трезвоном", порой ударяют "во все тяжкие".

- Свадебные звоны у нас не используются, - рассказывает отец Антоний. - В Лавре ведь монастырь, свадьбы не играют. Похоронный звон бывает, когда преставился кто-то из братьев. Этот звон завершается в конце мощным аккордом, демонстрирующим радость братьев за то, что один из них обрел жизнь вечную на небесах. Самые интересные и торжественные звоны, естественно, бывают по большим праздникам - на Пасху, Троицу, Рождество...

Что такое "малиновый" звон и откуда он появился в России, специалисты до сих пор спорят. По одной легенде, связан он с бельгийским городом Малин. И привез эту мелодию будто бы Петр Великий. По другой версии, ее заимство-вали в Европе полковые батюшки в

1813 году, когда русские полки изгнав из страны Наполеона, шли на Париж.

Вечное небо

Куда смотрит звонарь, исполняя свою работу? Это у каждого индивидуально.

- Чаще всего я гляжу перед собой, а ведь впереди - вечное небо, - говорит отец Антоний. - Но и на людей внизу иногда, конечно, тоже. Бывает, звонарь видит, что прихожане медленно собираются к молитве. Так не грех их и чуть-чуть поторопить, ускорив темп ударов.

Говорят, колокола издают при ударе инфразвук, который убивает микробы. Даже опыты соответствующие проводили. Но только ли дело в инфразвуке, когда под колокольную музыку исцеляются больные? Хорошо известно, что в старину во время опасных эпидемий звонили во все колокола, и болезнь отступала.

Кстати, не опасна ли работа на колокольне для слуха? Отец Антоний говорит, что от больших колоколов с низким звуком опасности особой нет. А вот когда звонит в небольшие звонкие колокола, то затыкает уши. "Я как-то постоял с незакрытыми ушами под маленькими, так потом хор на клиросе слышать практически не мог, так это действует", - говорит он.

Новое и старое

Сегодня во всей Лавре реконструкция. Затронула она и колокольню. Здесь положат новый пол из белого камня. Проведут новое освещение. Подниматься по древней темной винтовой лесенке на верхотуру - удовольствие из разряда экстремальных. Даже если держаться за натянутую там веревку. Но главное, скоро вновь заговорит самый большой колокол - "Царь", весом 72 тонны. Сейчас ведутся профилактические работы, и его язык лежит отдельно.

- Любой колокол надо сперва, как мы говорим, "раззвонить". Вот когда "Царь" раззвонится, распоется по-настоящему, тогда станет видно, какой замечательный колокол был отлит, - говорит звонарь.

Новшества входят в жизнь, не меняя основу. Точно так же отец Антоний не видит особой разницы, если говорить о звучании, между древними колоколами, которые отливали в специальных ямах, и изготовленными по заводской технологии.

Звонарей теперь учат в специальных школах (несколько из них существуют, в частности, в Москве). Кстати, звонарями могут быть как мужчины, так и женщины. Наверняка есть уже записи звонов и на компакт-дисках.

Во время литургий колокола вступают строго в свой черед. Как звонарю узнать, что пришла пора? Сейчас колокольня в Лавре радиофицирована, службы транслируются. Еще раньше на звонницу об этом сообщали по телефону.

А в прошлом веке и в еще более раннюю пору выходили из положения таким образом. Внизу помещали маленький колокол под названием "ясак". В определенное время пономарь с помощью "ясака" подавал сигнал наверх, а звонарь сидел и слушал, когда прозвонят из алтаря. Техника вступает в права, но вряд ли кто из верующих хотел бы, чтобы живой звон был заменен записью.

- Это ведь тоже служение Господу, - говорит отец Антоний. - Я свое служение Богу исполняю таким образом, поднимаясь в любую погоду, и в дождь, и в снег, на колокольню. Не могу представить, чтобы искусного звонаря могла заменить запись. Так же, как и хор. Пусть там будет хоть два человека, да хоть один - но он должен петь в церкви "вживую".

Отец Антоний говорит, что идет исполнять свою работу в разном настроении, порой случается, что он чем-то расстроен или раздражен. Но стоит загреметь колоколам, и все мирское от-ступает куда-то в сторону, а душа очищается от суетных мыслей, от раздражения и тревогиn

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

Фото Алексея Севастьянова

ДОСЬЕ

В Ветхозаветной церкви - в Иеруса-лимском храме - верующие созывались на богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христианство от язычников христиане не имели возможности открыто созывать верующих к богослужению. После прекращения гонений стали созывать верующих различными способами. К VI веку использовались била и клепала. Била - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг. Впервые колокола появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Святому Павлину, Епископу Ноланскому.

В основе православного звона - ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона никакой роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

В основе католического звона - одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от двух до шести. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет.

Газета "Вперед"