СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ «ОДНУШКИ»

04 августа 2006 2507

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ «ОДНУШКИ» Рожать, не рожать?

В «однушке» и с одним ребенком тесно, домашней работы – море, постоянная нехватка денег. И зачастую — осуждение окружающих. С ума сошла! Как вы будете жить?

К единому мнению тут не прийти: каждый находит в жизни свое сокровище: и если дети — солнце и радость, смысл жизни, то никакие обывательские рассуждения не могут повлиять на материнский выбор.

— Зачем ты нарожала столько детей, — недоуменно спрашивают Светлану Глухову знакомые, — да еще в однокомнатной квартире? Она стеснительно пожимает плечами: я люблю их. На улице кое-кто останавливается, глядя на их дружную семейную процессию, и осуждающе качает головой. И хотя шестеро солнышек все как на подбор хорошенькие и ухоженные, гуляют они подальше от косых взглядов дворовых костомоек.

Светлана и сама толком не объяснит, как безумно она начинает любить малыша, узнав, что он у нее будет. И как он растет в утробе, ощущая пылающее счастьем материнское сердце. Как рассказать, что любит она детей до самозабвения, и что мысли «не рожать» в голове у нее никогда не было. «В них, в этих «хулиганах», все мое счастье, вся моя жизнь», — без пафоса говорит Светлана. Ей очень нравится, как на ее детей смотрят верующие бабули – с нежностью и безусловным приятием.

Бедность – не порок

Они, конечно, не роскошествуют. Глава семейства Павел тянет лямку изо всех сил, но на каждого в их семье приходится чуть больше тысячи рублей в месяц. Еще недавно у них было как в мультфильме – «четыре сыночка и лапочка дочка». Почти взрослому Алексею – четырнадцать, рассудительному Саше — десять. Веснушчатому Сереже — семь, белокурой красавице Наташе — пять. Шаловливому озорнику Димке — два годика. А три месяца назад из роддома мама приехала с Андрюшей.

Светлана и Павел Глуховы вместе пятнадцать лет, они коренные загорчане с Рабочки. Светлана закончила медучилище, несколько лет работала в районной больнице. Там и познакомилась с Павлом. Между «декретами» ей удавалось ненадолго выйти на работу — нянечкой в соседнем садике, куда отправлялись подросшие дети. Мыла полы, бегала делать уколы на дому.

В маленькой однокомнатной квартире на первом этаже одна за другой появились две двухъярусные кровати, но «лежанка» для малыша не успевала освобождаться. Место для школьных уроков — одно на двоих, больше в комнату не вместить, на кухонном столе тоже раскладываются учебники.

Мы беседуем на кухне. А в комнате пятеро «кровинок». Вот Димка пришел к маме на кухню, вертится на руках, лезет на подоконник смотреть на воробьев, возвращается в комнату, роняет стулья. А Андрюшка не реагирует и спит, как ни в чем не бывало. «Хочешь спать — будешь спать», — устало говорит Светлана.

На одном диване — вся семья: для Димки это — место для лазания, для старших – «зал» для просмотра мультиков, место игры, возни друг с другом. Сережа сидит у кроватки, наклоняется над забеспокоившимся младенцем, целует, успокаивает.

— Поставить бы детский спорткомплекс и еще одну кроватку. Ведь Димке сейчас приходится спать с нами — его колыбель «занял» Андрейка, да места нет, — говорит Светлана.

Проблемы «с улицы» через входную дверь ядовитой змеей переползают в квартиру. «Почему мы ходим в обносках?» — как-то задал он маме больной вопрос. С тех пор Светлана перестала принимать старую одежду от сердобольных жителей.

Светлане некогда долго печалиться. Она давно уже привыкла вертеться как белка в колесе. Мыть, готовить, развешивать белье, убирать, делать с детьми уроки, ходить на родительские собрания. А дети привыкли, что мама всегда рядом.

Детсад на дому

Так у нее получилось: в детстве мечтала быть воспитательницей, а создала собственный детский сад. Утро в этом «садике на дому» проходит спокойно. Старшие мальчишки отправляются в школу в ту же, где училась мама. Перед уходом целуют спящего Андрюшку, обязательно оглянутся, чтобы мама помахала рукой из окна.

Младшая «группа» неспешно собирается на прогулку. Наталья натягивает штанишки на двухлетнего озорника Димку, Светлана закутывается младенца. Детская «карета» – подарок хлебокомбината – на приколе не стояла ни дня.

Дети возятся в песочнице, младенец спит. Ведут на занятия в центр «Семья» Наташу. Она прилежная ученица и в пять лет уже умеет читать. Идут встречать из школы первоклассника Сережу и заканчивающего курс начального обучения Сашу. Алексей приходит позже. Садятся обедать, делать уроки.

«Я лесной колобок, колобок — колючий бок, меня в рот не возьмешь, я лесной колючий еж», — Сережа дочитывает домашнее задание и отпрашивается в гости к бабушке. Она живет неподалеку. У бабушки с дедушкой большая трехкомнатная квартира, есть компьютер. Алексей к бабушке «сбежал» еще раньше. Но к приходу папы все будут дома — он строгий воспитатель.

У старшего Алексея уже обнаружился талант: он отменно готовит плов. Пойдет в колледж учиться на повара. Саша любит мастерить из бумаги, Сергей задумал стать военным, Наташа обещает вырасти красавицей. Остальные пока не определились. «Главное — чтобы людьми хорошими выросли», — эта прописная истина в устах хозяйки большой семьи звучит органично.

Им хорошо друг с другом. И кто посмеет кинуть в них камень? Что они богаче всех, эти мальчишки и девочка поймут через много лет, став взрослыми. Когда соберутся за общим столом и вспомнят, как вместе росли, встречали маму из роддома. Вспомнят, как озорничали, всхлипывали в мамино плечо.

Они поймут, какое счастье, что они есть друг у друга.

Евгения МЕНЖУК

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"