НАШ ЛИЦЕЙ НЕ БУДЕТ ПЛАТНЫМ НИКОГДА

01 сентября 2006 2139

НАШ ЛИЦЕЙ НЕ БУДЕТ ПЛАТНЫМ НИКОГДА Сергиево-Посадский физико-математический лицей уже давно стал настоящим брэндом, фирменной маркой. Обучение в нем - залог хороших знаний, гарантированного поступления в лучший вуз, научной карьеры.

Выпускники физмата постигают новые знания не только у себя на родине, но и в Принстонском, Кельнском, Гарвардском университетах. Директора лицея Вячеслава Сухова в шутку стали упрекать: мол, на потенциального врага работаете. Вячеслав Григорьевич отвечает всерьез: я на науку работаю, у меня и моих выпускников есть высокие научные цели, и мы последовательно к ним идем. Кто же виноват в том, что лаборатории и производственная база сейчас за границей гораздо лучше, чем в России? Знания надо постигать там, где для этого есть все условия. О том, каковы условия для обучения в отечественных школах и чем учителям помогает государство, мы поговорили в канун нового учебного года с Вячеславом СУХОВЫМ.

- Вячеслав Григорьевич, едва переступив порог лицея, застала картину: вы, только что закончив работу с электронной проходной в лицей, стали лично разбираться с сантехниками и отслеживать, куда какой кран установили. Не обременяет?

- Человек может заниматься наукой, если он находится в комфортных условиях. Только хорошая среда располагает к тому, чтобы заниматься учебой, писать статьи, обрабатывать материалы. И я как руководитель коллектива обязан создать своим учащимся и педагогам такие условия.

- Сейчас лицей - одно из образовательных учреждений в районе, которое оснащено по последнему слову техники. Как вам это удается?

- Мне не сложно ответить... Надо входить в целевые проекты, областные и федеральные. Надо давать результат. Покажите свои старания. Я каждый год вхожу во все проекты. Иду в институты, к руководству. Прошу, доказываю. Стучитесь, и вам откроют. Когда Вадим Марковцев на международной олимпиаде был награжден золотой медалью - это, кстати, единственное золото, приехавшее не только в Россию, но и в Европу, - я с полным правом написал служебную записку главе района, в министерство: прошу, поощрите, результат есть.

Наш лицей вошел в национальный проект, и на приобретение оборудования мы получим миллион рублей. Часть денег уже поступила на наш счет. В ближайшее время приобретем новую технику, в том числе интерактивные электронные доски, позволяющие качественно изменить и улучшить процесс вовлечения учащихся в активную работу. Я бы хотел пригласить коллективы школ и учителей района к тесному сотрудничеству по обучению педагогов и обмену наработками по внедрению новых технологий.

Реализация нацпроекта в сфере образования значительно модернизирует учебную базу школ. Но без соответствующего сопровождения и финансовой поддержки, расширения штатного расписания образовательных учреждений с введением инженерных должностей по обслуживанию оборудования, вся эта модернизация через полгода или год придет в уныние. Кроме того, считаю, что учителям и директорам надо предусмотреть надбавки за внедрение новой техники и инновационных технологий. Быть может, мои пожелания, которые я высказал и на большом педсовете, будут учтены при формировании бюджета района на следующий год.

- Вы говорите о поддержке не только школ, но и учителей?

- Конечно. На сегодняшний день педагоги района получили гранты президента - семеро из городских школ и пять человек из сельских. Не без гордости отмечу, что из семи городских учителей трое - сотрудники физматлицея: Т. Мрачковская, В Дмитриева, Л. Чумичева.

- Это неудивительно. Лицей всегда славился своими кадрами. Неужели вы не ощущаете общую проблему: педагоги не желают работать в подмосковных школах? Ведь губернаторские надбавки в области не могут равняться с мэрскими доплатами в столице.

- Не могу говорить за всех, но у нас нет случайных людей и среди учащихся, и среди преподавательского состава. Семнадцатый год со дня основания лицея в нем работает больше половины первоначального коллектива. У нас есть определенные надбавки за углубленное преподавание предметов, но главный секрет здесь в том, что учителя работают с желанием - ученики благодарные, они хотят учиться и брать знания.

Поступить в лицей и особенно постигать здесь науки очень непросто. Ежегодно мы набираем по два класса и конкурс на место - два с половиной-три человека. К нам приходят дети с неординарным мышлением, способные подойти к решению задачи творчески, те, кто способен доказывать свою правоту и спорить на апелляциях. Именно такие обычно бывают "жадными" до знаний. У нас ведь что-то перенято из вузовской системы образования. К примеру, есть лекционная часть и семинары. Допустим, лекция по физике читается для всего класса, а затем каждая группа отрабатывает тот или иной раздел предмета. В процессе учебы бывают и слезы, и уговоры, но мы стараемся достучаться до каждого, каждому растолковать. В каждом ребенке мы видим личность и активно сотрудничаем с родителями. Мы сумели создать такую благоприятную среду, при которой потенциал подростка раскрывается наиболее полно.

- Быть может, такая среда нужна во всех школах?

- А я думаю, я вижу, что к этому стремятся все педагоги. Ведь мы принимаем детей из очень многих школ.

- Каковы же результаты вашего подхода?

- Все выпускники лицея, а с момента его открытия их 867, стали студентами ведущих столичных вузов - в основном МГУ, МФТИ, МИФИ. Многие становятся студентами еще до получения аттестата о среднем образовании - по итогам олимпиад, конференций и профильных конкурсов. Ежегодно мы завоевываем 20-25 дипломов областных олимпиад, то есть треть всего призового фонда Подмосковья. Входим в тройку лучших образовательных учреждений Подмосковья.

- Тот факт, что обучение в лицее бесплатное, оправдывает себя?

- Мне делали массу предложений сделать школу платной еще десятилетие назад. Я сказал себе и своим учителям: этого никогда не будет. Потому что наибольшее количество умных и способных ребят выходят из интеллектуальных семей, где люди вынуждены считать, пойти ли им пешком или лишний раз поехать на маршрутке. Это дети небогатых людей, дети из семей, в которых есть культ книги. Я знаю, что такие семьи просто не в состоянии платить большие деньги за обучение.

Если сейчас в наши аудитории посадить детей из семей с кошельками, то физматлицей будет не нужен. Вот интернат для них, в котором были бы бассейны, конный спорт и гольф, может, и нужен. В районе масса заброшенных лагерей и домов отдыха, на базе которых можно и это сделать. Но вводить плату за обучение в образовательном учреждении, которое, по сути, является начальным этапом подготовки инженерных и научных кадров, недопустимо.

- Чего вам не хватает для работы?

- Во-первых, для нормальной работы мне не хватает порядка на улице Карла Маркса, где и расположен лицей. Думаю, что дело чести администрации и сотрудников соответствующих служб навести здесь порядок. Машины паркуются прямо у дверей лицея, учащиеся не могут пройти к школе.

Во-вторых, мне не хватает третьего этажа. Я уже не говорю об отдельном здании. Замечу, что в лицее нет ни актового, ни спортивного залов. Но это пока мечта несбыточная...

Наталья АНДРЕЕВА

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"