ИЗДЕРЖКИ ЗАДЕРЖКИ

01 сентября 2006 3538

ИЗДЕРЖКИ ЗАДЕРЖКИ Наверное, никто не будет спорить с тем, что жителям Сергиева Посада скоростной транспорт до Москвы и обратно необходим просто-таки до зарезу. Ведутся даже разговоры о том, что, дескать, хорошо бы создать службу аэротакси, чтобы не мучиться в дороге каждый раз, когда возникает необходимость съездить в Первопрестольную. Те виды транспорта, что есть сейчас, удобными назвать трудно.

Поездка на автобусе напоминает чем-то участие в лотерее — садясь в него, довольно трудно предсказать, когда именно окажешься в Москве: то ли домчишься за час, то ли будешь долго и мучительно стоять в пробках. Более-менее регулярно ходят балакиревская и александровская электрички, но они, как правило, приходят в Посад уже полными — ехать пусть и быстро, но стоя, перспектива, согласитесь, не из приятных. В нашей, «родной», электричке можно разместиться с относительным комфортом, но путешествие будет длинным из-за обилия промежуточных остановок. В общем, куда ни кинь, все клин.

На сегодняшний день существует только один скоростной электропоезд, преодолевающий расстояние от Посада до Москвы всего за час. Жителям района хорошо знаком красивый элегантный состав с комфортными креслами внутри под названием «Федор Чижов». Но вот в чем проблема — для многих он оказывается совершенно бесполезным. Потому что уходит из Посада в 7.28 и прибывает в Москву в 8.28 соответственно — стало быть, те, кому нужно оказаться на работе в столице к 9.00, воспользоваться услугами «Федора Чижова» уже не могут. Банально не успеют.

Многие из пассажиров, людей, с которыми корреспонденту «Вперед» доводилось общаться при подготовке этого материала в печать, искренне недоумевали — неужели железнодорожники не могут перенести утренний рейс хотя бы на полчаса? Это, бесспорно, было бы ра-

зумным решением. Но увы. «Не можем, — пояснили «Вперед» в РЖД, — расписание движения пригородных поездов составлено так, чтобы обеспечить максимальную эффективность с точки зрения логистики». Ярославский вокзал по утрам и вечерам испытывает настоящие «приливы» и «отливы» электричек не только из Московской, но и из других областей — Владимирской, Ярославской. Дать приоритет «Федору Чижову», а точнее, не самому поезду, а сергиевопосадцам, значит автоматически ущемить кого-то другого. Впрочем, в этом постулате можно и усомниться. Составить новое расписание, видимо, реально, ведь в логистике никогда не бывает единственного решения транспортной проблемы — их всегда несколько. Вот только работа эта – долгая, нудная и кропотливая, и вряд ли железнодорожники будут ей заниматься. Так что перенос времени отправления «Чижова» в ближайшем будущем — это скорее из области фантастики.

Тем более что и нынешний-то вариант расписания, мягко говоря, не идеален. Корреспондент «Вперед» как-то раз уезжал из Москвы в Посад самым первым рейсом скоростной электрички в 5.53 с Ярославского вокзала. И приехал в город … за час сорок минут взамен заявленного часа! Проблемы начались где-то недалеко от Хотькова. Сначала поезд просто сбавил скорость, а в Хотькове «Федор Чижов» практически встал. Из интереса засекая расстояние по километровым столбам и время по часам, автор этих строк выяснил потрясающую вещь — скорость движения экспресса составляла… два с половиной километра в час.

На вопрос, что могло послужить причиной такого неожиданного казуса, в пресс-службе РЖД ответить затруднились. По словам представителей ведомства, причиной этого могло стать все, что угодно, — от ремонтных работ на путях до опавшей осенней листвы. «И вы совершенно зря смеетесь, сейчас начинается осень, и листья становятся для нас нешуточной проблемой — они забивают стрелки, механизмы приходится чистить, а движение для этого, соответственно, останавливать», — заметил сотрудник пресс-службы железных дорог в беседе с корреспондентом «Вперед». Всего предсказать невозможно: например, может случиться такое, что выбившийся из графика поезд во встречном направлении нагоняет темп, и его, естественно, приходится пропускать. Или застрянет на переезде машина, и диспетчер начинает «притормаживать» составы, пока нерасторопный водитель транспортного средства не уберет свой «пепелац» с путей.

Впрочем, надо заметить, что железнодорожники готовы компенсировать пассажирам издержки за опоздание. Ирония судьбы состоит в том, что действующие тарифы на это составляют 3% стоимости билета за каждый час задержки. В случае с автором статьи РЖД выплатило бы мне чуть больше двух рублей — кто будет связываться с РЖД из-за такой смешной суммы?

Но забывать о праве каждого гражданина России требовать в суде компенсации своих ущемленных прав тоже не стоит. Если из-за опоздания электрички вы понесли какие-то финансовые потери (например, лишились премии на работе), можно не полениться и деньги вернуть. Только не забудьте для этого потребовать от дежурного по вокзалу прибытия, чтобы он поставил вам на билет печать и сделал в нем отметку об опоздании поезда. Потом нужно взять документальное подтверждение причиненного ущерба (скажем, справку в бухгалтерии предприятия) — и можно «выкатывать» РЖД претензии. А если представители железной дороги с ними не согласятся, тогда прямая дорога в суд.

Арсений МИРОНОВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

P. S. Путешествуя из Москвы в Посад на «Федоре Чижове», автор этих строк столкнулся еще с одной неприятной проблемой, никакого отношения к РЖД не имеющей и скорей лежащей в плоскости морали, нравственности и этики. Когда поезд все-таки прибыл в Сергиев Посад, стоявшие на перроне пассажиры в буквальном смысле внесли выходящих из состава людей обратно в вагон — настолько рьяно они стремились как можно быстрее усесться. Причем, когда давка в дверях все-таки спала, выяснилось, что так истошно рваться в поезд было, в общем, совсем не нужно — после посадки в салоне еще остались свободные места. Жутко представить, что могло бы произойти, если бы кто-то, скажем, выходил из электрички с ребенком. Может быть, все-таки будем относиться друг к другу более человечно?

Газета "Вперед"