УЧИТЕЛЬ ГОДА УМЕЕТ МНОГОЕ

14 февраля 2007 3080

УЧИТЕЛЬ ГОДА УМЕЕТ МНОГОЕ То, что учитель сегодня — профессия почти на сто процентов женская, было хорошо видно на конкурсе “Учитель года”, прошедшем в минувшую пятницу. Педагоги заполнили зал Дома ученых на Звездочке под завязку, но представителей сильного пола (исключая пришедших корреспондентов, фотографов и операторов) можно было пересчитать по пальцам одной руки. И то некоторые из них оказались мужьями и сыновьями финалисток — для поддержки своих дам им пришлось выходить на сцену.

Вопреки распространенному заблуждению, лучший педагог года выбирается отнюдь не по умению петь, танцевать или иным образом развлекать публику со сцены. На самом деле конкурс начался еще в сентябре и шестерым претенденткам на главный приз предстояло пройти серьезные предварительные испытания, включавшие написание педагогического эссе о своей профессии и многочисленные открытые уроки. Комиссия оценивала профессиональные умения и знания учителей, выставляя баллы за те или иные достижения. К финалу в Доме ученых все участники подошли, уже имея энное их количество.

В этом году в конкурсе участвовали всего шесть учителей (обычно номинантов бывает больше, но год на год не приходится). Это Инна Воронина, учитель английского языка Бужаниновской средней школы; Оксана Волкова-Лубьяницкая, учитель математики школы №8 (Птицеград); Марина Окулова, учитель русского языка и литературы Хотьковской школы №5; Юлия Черникевич, музыкальный руководитель детского сада №33 на Воробьевке; Кира Макаревич, физрук детского сада №7 в Птицеграде, и Марина Павлинова, учитель математики краснозаводской школы №7. Двое последних в финал, увы, не попали — в самом начале им вручили на сцене утешительные призы — микроволновки — и попросили пройти в зал.

Финальный конкурс состоял из двух этапов. Первый назывался “Визитная карточка”: за десять минут учитель должен был рассказать о себе, используя при этом видеоряд (здесь же был экран и проектор) и все, что сочтет нужным. Надо признать, похожих выступлений не было. Некоторые решили призвать на помощь коллег, некоторые — мужей и собственных детей, некоторые — своих воспитанников.

Сценарии тоже весьма различались. Так, “визитка” Юлии Черникевич являла собой противопоставление “леди-компьютера” (“Мой мозг — процессор, душа — программа”) и самой Юлии, которая относится к детям с любовью и теплотой. Все это называлось “экспериментом по созданию идеального педагога”. Кто в этом “противостоянии” победил, уточнять излишне.

“Визитка” Оксаны Волковой-Лубьяницкой показалась несколько мрачноватой. Перед публикой разыгрывалась почти шпионская история: под звуки песни “Не думай о секундах свысока” коллеги замогильным голосом зачитывали строки “из личного дела”: “Стремится не привлекать к себе внимания и ничем не отличается от образа среднестатистической российской женщины” — и далее в том же стиле Штирлица на задании. Все это в конце концов суммировалось в вывод, что она “идеальна для выполнения миссии”. А миссия состояла, конечно, в учительстве. По ходу дела выяснялось, что Оксана Владимировна еще и прекрасная мать (что подтвердили вышедшие на сцену муж и дети) и к тому же прекрасно вяжет (для обозрения были явлены модели кофточек на манекенах).

Марину Окулову, как истинного учителя русского языка, представляли Александр Пушкин, Николай Гоголь, Тарас Шевченко и другие классики русской литературы. Все они отзывались о педагогических и иных талантах Марины Владимировны самым наилучшим образом. В “реинкарнации” писателей участвовали, конечно, коллеги. Потом на сцене было много всего: свою лепту внесли ученики, героиня шоу играла на гитаре, пела и так далее.

Очень эффектное, продуманное и красочное представление оказалось у учительницы английского языка Инны Ворониной. Двое учеников стихотворно расспрашивали “неизвестную птицу”, кто она, а та тоже распевно и в стихах отвечала. После чего, неожиданно для всех, прекрасно станцевала самую настоящую “цыганочку” (в соответствующем платье) да и потом не ударила в грязь лицом. Пожалуй, это выступление запомнилось лучше всех.

Вторым конкурсом финала был “мастер-класс”, или открытый урок на сцене. Каждый претендент на победу демонстрировал публике свои педагогические таланты, а в роли подопытных учеников пребывали другие педагоги — причем обязательно из другой школы (наверное, чтобы заранее не сговорились). Преподавательница музыки из детского садика отправила коллег в “путешествие” в страну “Кукляндию” (от слова “кукла”) и танцевала с ними детские танцы. Учительница математики “мучила” подопечных задачками типа “лисенок едет из Москвы со скоростью 45 км/ч, а зайчик из Посада со скоростью 50 км/ч, через какое время они встретятся?” Русский язык и литература были представлены изучением “Роли стихии в судьбе главных героев повести Пушкина “Метель”. А английский язык (без единого русского слова) — веселым виртуальным посещением “магазина” с “приобретением” необходимых продуктов вроде молока или окорока.

По сумме всех баллов Учителем года-2007 стала Марина Окулова, преподающая русский язык и литературу в хотьковской школе №5. Ей же достался специальный приз главы Сергиево-Посадского района — 30 тысяч рублей. Если бы по регламенту конкурса существовало второе место, его заняла бы Инна Воронина — об этом по окончании церемонии награждения сказали нам в жюри.

Приз зрительских симпатий и профсоюзную премию в размере 10 тысяч рублей вручили Юлии Черникевич, музыкальному руководителю детского сада №33, что на Воробьевке. А вообще, как заявила начальник управления образования района Ольга Дударева, проигравших в конкурсе нет и все показали себя более чем достойно.

Александр ГИРЛИН
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"