ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИННОВАЦИЙ

28 февраля 2007 2367

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИННОВАЦИЙ Директор расположенного на Вакцине лицея №24 Василий Рогожа — человек на удивление скромный. На следующий день после выхода в печать этого номера “Вперед” Василий Андреевич отметит 60-летний юбилей. Возраст для мужчины, согласитесь, как раз тот, когда уже можно оглянуться назад и подвести некоторые промежуточные итоги. Тем более что поводов для разговора на эту тему хоть отбавляй. Почти две трети жизни — тридцать восемь лет — он отдал педагогике. А в этом году отметит еще и профессиональную “круглую” дату — ровно десять лет с того момента, как стал руководить 24-м лицеем.

Но общаться по душам и рассказывать о себе Василий Андреевич не захотел. Отрубил коротко — судите, мол, не по словам, а по делам. И отправил корреспондента нашей газеты в “свободное плавание” по учебному заведению, не стесняя автора этих строк собственным присутствием на экскурсии. Мол, что увидите — о том и пишите, без прикрас и дифирамбов.

Технический прогресс

Лицей №24 известен на весь район в первую очередь тем, что получил грант президента России на развитие инновационных технологий образования. По всей Московской области таких учебных заведений — чуть больше двух сотен. Деньги эти выделяются не просто так, не за красивые глаза и не за пустые обещания. Гранты давали только тем, кто на деле доказал свое желание разнообразить учебный процесс, дать детям как можно больше дополнительных знаний, подготовить их к поступлению в вуз, к получению важной и нужной для общества профессии.

Когда в лицей на правах почетных гостей заходят выпускники прошлых лет, они даже сокрушаются — дескать, как жаль, что мы осваивали знания без такой современной техники! Ноутбуки, проекторы, жидкокристаллические телевизоры, диски со специальным программным обеспечением — все это в изобилии представлено в лицее. На уроках истории детям не приходится рисовать таблички с датами событий, как это было раньше. Действия “давно минувших лет” разворачиваются перед ними в режиме онлайн — на большом экране, где воочию можно увидеть героев исторических событий, посмотреть реконструированные сцены великих сражений, прикоснуться к миру прошлого не опосредованно, а почти вживую.

Интересно, многие ли читатели “Вперед” помнят из школьного курса НВП (впоследствии эта дисциплина стала называться ОБЖ), скажем, правильную технику спасения утопающих? Знают, как делать искусственное дыхание “рот в рот”, с какой частотой и интенсивностью нужно проводить непрямой массаж сердца? Думаю, не ошибусь, предположив, что из десяти человек, читающих нашу газету, все тонкости и нюансы оказания первой медицинской помощи утопающему смогут перечислить максимум человека три, а воплотить их в жизнь в случае беды — и того меньше.

А все потому, что нас в свое время учили по стандартным и малоинтересным учебникам. Нынешние лицеисты Вакцины, более чем уверен, навыки спасения на воде не забудут и через десять, и через двадцать лет. Технику искусственного дыхания и непрямого массажа сердца они отрабатывают до автоматизма на специальном интеллектуальном манекене-тренажере по имени Гоша. Если провести экспресс-курс реанимации неправильно — умный аппарат просто не выставит испытуемому положительную оценку. И, наоборот, если сделать все, как положено, Гоша подаст нужный сигнал. Это значит, что тест пройден успешно.

Конечно, учиться так — гораздо интереснее, чем изучать методику спасения по сухим строчкам учебника без практики. Неудивительно, что к Гоше выстраиваются целые очереди желающих научиться спасать утопающих. И не только на уроках ОБЖ. Кстати, “сдать экзамен” интеллектуальному манекену не против и большинство педагогов лицея — ведь процесс этот захватывающий и интересный сам по себе.

Кабинет биологии лицея №24 может похвастаться современным электронным микроскопом, позволяющим не только изучать тайны микромира, но и передавать полученную картинку с помощью проектора на большой экран. В кабинете химии уже заканчивают монтировать современное оборудование, благодаря которому лицеисты смогут познавать тайны природы гораздо эффективнее, чем раньше. Кабинет иностранных языков тоже оборудован по последнему слову техники — здесь и плоско-

экранный телевизор, и DVD-проигрыватель, и солидный запас дисков с обучающими и познавательными программами, записанными, как принято говорить, “носителями языка”.

Рассказать о всех технических “наворотах”, используемых в лицее №24, не хватит никакой газетной площади. На взгляд автора этих строк, главное достоинство современной аппаратуры — возможность уйти от сложившегося шаблона, от учебника, от обязательных конспектов в тетрадях. Да, информацию можно усвоить благодаря многократному переписыванию и “зазубриванию”, но, когда вместо букв видишь живую картинку, ощущаешь эффект присутствия, — она запоминается.

Духовность

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИННОВАЦИЙ Дети Вакцины — это дети военных. Может быть, именно в этом секрет поразительной дисциплинированности учеников лицея №24? Не знаю. Мне доводилось бывать во многих школах Сергиево-Посадского района в частности и всей страны в целом (в некоторых из них — даже преподавать), но столь уважительного отношения учеников к учителям не приходилось видеть, честно говоря, еще нигде.

Возможно, дело в том, что ребятам здесь с малых лет прививают не только чувство собственного достоинства, но и чувство патриотизма, искреннюю любовь к своей Родине. Школьный музей боевой славы имени Героя Советского Союза, выпускника лицея №24 Александра Корявина, как мне представляется, играет в этом немалую роль. Каждый воспитанник лицея с малых лет знает историю подвига этого участника афганской войны, закрывшего своим телом командира от пуль душманов. Многие выпускники лицея нашли свое место в жизни, к примеру, в сергиевопосадском ОМОНе — во многом благодаря им здешний музей боевой славы периодически пополняется новыми экспонатами.

Очень тесно с музеем взаимодействует всероссийское общество ветеранов локальных войн и конфликтов “Боевое братство”. Школьники не только участвуют в поисковых экспедициях по местам сражений Великой Отечественной войны, не только видят ежедневно мужчин в военной форме, не только слышат рассказы о подвигах, но и с самого детства твердо знают, что страну предстоит защищать именно им. Уровень военно-патриотического воспитания в лицее №24 отмечен всевозможными наградами как районного, так и областного уровня.

Но за сугубо армейскими делами не забывают здесь и о православной духовности. А как же иначе — Вакцина, хоть и военный городок, а расположена все-таки на территории православной столицы России. Лицей регулярно посещает настоятель Крестовоздвиженского храма отец Андрей, нашедший в стенах учебного заведения достаточное количество своей паствы. Под его руководством ребята, к примеру, помогали восстанавливать храм в Зубцове. В музее боевой славы есть своя православная экспозиция, а воспитанники лицея периодически пишут серьезные научные работы на околоцерковные темы.

Вместо послесловия

Покидая территорию лицея, я поймал себя на мысли, что так, наверное, и должно выглядеть учебное заведение будущего. Современные технологии, забота о духовном воспитании школьников, военно-патриотическая работа — все это, бесспорно, дает свои плоды. Но главное, наверное, все-таки не в этом.

— Самое важное — что в лицее сформировался замечательный педагогический коллектив, — говорит Василий Рогожа. — Без помощи коллег нам вряд ли удалось бы претворить в жизнь все реформы последнего десятилетия и превратиться из обычной школы военного городка в одно из самых престижных средних учебных заведений района и области.

Насчет престижности Василий Андреевич ничуть не лукавит. Показатель поступления в вузы среди выпускников — сто процентов! Знания, полученные здесь, позволяют проходить самые сложные экзамены и конкурсы высшей школы.

Будет ли кто-нибудь после этого сомневаться в том, что реформа учебного процесса за десять лет Василию Рогоже удалась?

Арсений МИРОНОВ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"