Главные новости
Недавно в Нью-Йорке прошла международная ярмарка детских игрушек, которая обрисовала мастерам этой отрасли ближайшие перспективы “несерьезной” индустрии. Перспектива отчасти даже пугающая, потому что игрушка стремительно меняется. Многие кукольные фабрики даже не заметили, как их юные потребители выросли из “детских штанишек” прежде популярных забав.
Нашей быстро взрослеющей детворе теперь не нужны пластиковые пупсы и зайки, пирамидки и конструкторы. Знайкам и умникам подавай плаксивых кукол, говорящих лошадок и все чудеса электроники. Только в более затейливой игрушечной “упаковке”. Выставка объяснила как дважды два, что куклоделам придется догонять запросы детворы.
Обращаемся на Сергиево-Посадскую фабрику игрушек и сувениров (АОФИС), чтобы узнать о планах этого самого “детского” предприятия. Много лет спецификой АОФИС был выпуск пластмассовых игрушек для малышей. Спрашиваем у заместителя директора Галины Жуковой, есть ли у фабрики востребованный и даже модный ассортимент. Галина Владимировна считает, что лопатки-ведерки, голыши, посудка, грузовички, к сожалению, состарились, как и сорокалетнее оборудование, на котором их все эти годы выпускали. Здесь нужна настоящая техническая революция, чтобы освоить выпуск игрушек нового поколения.
Современное оборудование стоит миллионы рублей, которых у небольшого производства, конечно, нет. Игрушечникам приходится ломать голову над тем, как продлить жизнь старым станкам. Иногда выпадают вполне современные заказы. АОФИС обеспечила многие детские оздоровительные учреждения сухими бассейнами — ваннами, доверху наполненными пластичными массирующими мячиками. В них с удовольствием “купаются” больные малыши. У сергиевопосадских игрушечников, кстати, всегда была своя фирменная особенность: все ребячьи забавы выпускаются исключительно из экологически чистых материалов. Потому и доверяют предприятию деликатные подряды.
Все же на игрушечных заказах женской фабрике не продержаться, поэтому в ход идут игрушки для взрослых. Предприятие освоило выпуск всевозможных коробочек-баночек-флакончиков для косметических средств и фармацеи. Этот очень востребованный ассортимент, можно сказать, стал спасательным кругом для предприятия, которое в современном хищном рынке с трудом удержалось на плаву со своими наивными голубоглазыми куклами и добрыми сказочными зверюшками. И все же, по мнению Галины Владимировны, среди привычных изделий фабрики есть абсолютный хит на все времена — это Матрена бессмертная.
Сергиевопосадская фабрика игрушек и сувениров значится в международных каталогах как народный промысел и слывет одним из законодателей “многодетной” складной матрешки. В одном из цехов предприятия нет шума прессовочных аппаратов и других сугубо производственных примет. За длинным верстаком здесь сидят художницы и с удовольствием наряжают в цветистые сарафаны и шали традиционную сергиевскую матрешку. Этой особе уже не один век, но она по-прежнему любима всенародно и даже всемирно. Не зря же до полусотни групп туристов всех возрастов и со всего света принимает у себя фабрика ежегодно.
Когда-то давно АОФИС принимала у себя экскурсантов из школ по просьбе педагогов. Но когда безжалостная рука молодого и агрессивного отечественного рынка взяла игрушечников за горло — вот тут и родилась от безнадеги удивительная туристско-производственная инновация. Пять лет назад фабрика утерла нос туроператорам, предложив им полноценный турпродукт. Предприятие связалось со столичными турфирмами и договорилось за умеренную плату принимать у себя любознательных путешественников. Причем каждый из гостей может на пару часов ощутить себя настоящим художником и увезти с собой сувенир собственного изготовления.
С тех пор игрушечная фабрика работает как филиал Интуриста. В цехе росписи появились дополнительные верстаки, скамьи и палитры, а к приезду туристов мастера припасают побольше липовых заготовок для раскраски. И сдержанные немцы, и восторженные французы, боготворящие свою культуру японцы и, кажется, уже ничему не удивляющиеся американцы — все ведут себя здесь как дети. Прикусив от старания язык, выводят на липовой заготовке кто покемонов и Микки Мауса, кто срисовывает с мобильников своих внучат, а кто-то пытается собственноручно изготовить главный русский сувенир. Одни рисуют, другие снимают этот мастер-класс на видео. Это бесхитростное шоу неизменно доставляет и гостям и хозяевам полное удовольствие. К тому же фабрика зарабатывает на таком туризме средства для покупки липы.
Японцы теперь уже традиционно включают в свои российские туры посещение подмосковного игрушечного производства. Видимо, популярность сергиевопосадского народного промысла растет, потому что теперь на фабрику зачастили зарубежные телевизионщики. В прошлом году здесь снимали фильмы американское, новозеландское, немецкое, австралийское телевидение. Косяком едет, видимо, по студенческому обмену, американская молодежь из Техаса, Лос-Анджелеса и того самого Нью-Йорка, где прошла недавно выставка диковинных забав. Электронные чудеса всегда будут поражать воображение. Но никогда не устареет доброе и теплое чудо — русская матрешка.
Светлана АНИКИЕНКО
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?