Первый экзамен

02 июня 2005 1820

Первый экзамен - сочинение - по традиции пишут в День защиты детей, 1 июня. В этом году школьникам района впервые было предложено право выбора: писать сочинение-изложение или сдавать единый государственный экзамен в виде тестов. Из более чем двух тысяч выпускников района ЕГЭ предпочли всего 260 человек.

Остальные по старинке подвергали литературному разбору образы Онегина и Печорина, клеймили фамусовское общество, описывали трагедию русского казачества в романе "Тихий Дон" и т. д. Оно и понятно: сочинения привычнее и ближе, чем тесты, "слизанные" из заграничных методик проверки знаний. И хотя пока к нововведению относятся с осторожностью, специалисты считают, что тесты сдать легче, чем написать хорошее сочинение.

На прошлогоднем экзамене изложение писали по "Капитанской дочке". Это оказалось для многих достаточно сложно - Пушкина проходили давно, а кроме грамотного пересказа отрывка художественной прозы требовалось дать аргументированный ответ на вопрос творческой части. Следуя поговорке о том, что "бомба два раза в одну воронку не падает", нынешние выпускники меньше внимания обращали на "Евгения Онегина", ранние произведения Горького, прозу военных десятилетий и сказки Салтыкова-Щедрина - эти темы были на выпускных сочинениях в прошлом году.

В принципе подготовиться к сочинению реально - три десятка блоков по пять тем каждая даются приблизительно за месяц до экзаменов. Выучить хотя бы по одной теме из каждого - и ты гарантированно напишешь главный экзамен.

С утра выпускники толпятся в школьном дворе, рассаживаются по кабинетам. В восемь сорок пять - самый волнующий момент: озвучиваются темы сочинений и изложений. Учителя считают, что в этом году с темами повезло. Изложение писали по "Войне и миру", в творческой части давали характеристику отрывка с точки зрения раскрытия образа князя Андрея.

К сочинениям предлагалось пять тем: истолкование и оценка стихотворений Маяковского "О дряни" и "Скрипка и немножко нервно", счастье в представлении героев поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", "Герой нашего времени", проблема человека и власти в прозе Солженицына, а также тема любви в произведениях русской литературы ХХ века.

Большинство выпускников, как и в прошлом году, предпочли изложение.

Е. ВИКТОРОВА

Газета "Вперед", № 58 (02.06.2005)