ТА САМАЯ БАРЫНИНА

21 июня 2007 4117

ТА САМАЯ БАРЫНИНА Только произнесите — 70 лет! Наверняка воображение нарисует облик утомленного жизнью человека, придавленного грузом прошлых лет, переживаний, хворей. Но Эльвира Ерофеевна Барынина легко опровергает эти штампы, хотя за почти полвека в водовороте общественной жизни района ей всего было отмерено вдвойне.

Нынешнего помощника главы городского поселения Хотьково по работе с населением и общественными организациями мы нашли на рабочем месте. Миниатюрная женщина с лучистыми глазами и удивительно открытой манерой общения одновременно организовывала несколько дел по телефонам и вспоминала для нас эпизоды из своей насыщенной жизни: как руководила после института комитетом комсомола на “Электроизолите”, а потом профкомом в только что созданном ССКТБ (ныне ЦНИИСМ), как, не дописав диссертацию по космической теме, возглавила партком предприятия, была депутатом Хотьковского и Загорского Советов и председателем многих общественных организаций.

Видимо, на наших лицах было написано восхищение таким сгустком доброжелательной и жизнерадостной энергии и полным пренебрежением к солидному возрасту. Зашла глава поселения Рита Тихомирова и, увидев эту привычную картину, сказала:

— А у меня каждый день такой энергетический родник. Мы не устаем удивляться Эльвире Ерофеевне. С утра она бодрая и в делах. С каким бы поручением к ней ни обратились, знает, с какого края к нему подступиться, и кого лучше призвать в помощники. Подберет и агитаторов, и старших по домам. Знает, кажется, всех жителей города, и мало кому в Хотькове доверяют так, как Барыниной. А мы доверяем ей, когда она приносит наказы после встреч с жителями. Не так давно в городе была организована управляющая коммунальная компания. Вот когда пригодился ее полувековой опыт общественной работы. Около каждого дома проходили собрания, чтобы все жители приняли участие в коммунальном обустройстве. Для меня это незаменимый помощник, прямая постоянная связь с жителями старшего поколения и самый чуткий датчик общественной атмосферы.

Наш импровизированный опрос продолжается, и мы просим председателя городского Совета депутатов Ирину Кормакову рассказать о юбиляре. Ирина Викторовна сходу вспоминает несколько эпизодов, в которых видна прежняя депутатская школа Барыниной.

— На одной из многочисленных встреч с жителями Эльвиру Ерофеевну просили похлопотать об остановке у городского кладбища. И она взялась за дело так, как только она умеет. И занималась этим, пока остановка не появилась на городском автобусном маршруте. А в этом году сама, на общественных началах, вызвалась организовать службу поздравления городских юбиляров. Причем не ограничилась списком известных горожан, а собрала в пенсионном фонде и городском совете ветеранов полные списки пожилых хотьковчан. Чтобы никто не был обделен вниманием!

Между несколькими телефонными мини-планерками задаем Эльвире Ерофеевне вопрос:

— Как получилось, что через год после окончания Ленинградского электротехнического института вы оказались освобожденным секретарем комсомольской организации? Разочаровались в профессии инженера?

У собеседницы характерная особенность отвечать не сходу, а после короткого раздумья.

— Видимо, энергия била через край, вот и нашлось ей полезное применение, — шутит Барынина. — Но и профессия инженера — это мое кровное. Как вы думаете, могли бы мы в комсомольской организации, а потом в профкоме и парткоме разбираться в производственных спорах, подбирать руководителей на ответственные посты, если бы сами не были инженерами и не владели всей технологией? Помню, как еще на “Электроизолите” молодые рабочие пригласили меня в цех и устроили нарочито серьезный диспут над чертежами, с которыми, якобы, невозможно было работать. Хотели проверить знания молодого специалиста и комсомольского лидера. И скоро убедились, что имеют дело с инженером.

Кстати, один из тех проверяльщиков, слесарь Слава, оказался впоследствии ее избранником на всю жизнь.

Звуковое письмо

У Эльвиры Ерофеевны свой взгляд на возраст. Она лукаво утверждает, что житейская мудрость подчас мешает именно тем, что все знаешь наперед. А молодость тем хороша, что впереди столько неожиданного и интересного! Вспомнила, как шла однажды в молодости по улице Горького в Москве и увидела ателье звуковых писем. Экспромтом за пять минут записала послание жениху, Вячеславу Барынину, которого призвали в военно-морскую авиацию.

Во Владивостоке это письмецо бойцу вручили перед строем. И потом потом эту крошечную пластинку три года крутили перед каждым киносеансом в гарнизоне. Неважно, кому были адресованы простые, теплые слова на маленьком диске — послание стало для всех письмом из дома.

А Вячеслав впоследствии закончил по примеру энергичной супруги солидный институт, занимал руководящие посты и был известным в городе строителем. Его трудами, например, было газифицировано Абрамцево. И, между прочим, Вячеслав Вениаминович тоже возглавлял общественные организации. В семье парторгов, вспоминает Эльвира Ерофеевна, было строжайше заведено — дома никаких начальственных интонаций. А все домашние “должности” были переходящими. Кто тянет дело, тот и главный.

Своим первым наставником в общественной работе она считает отца. Он был высококвалифицированным рабочим на целлюлозно-бумажном комбинате в их родном Краснокамске и членом профкома. Отец и напутствовал ее в обе профессии. Жили, как все вокруг, очень скромно, но глава семейства настоял, чтобы старшая из трех дочерей — медалистка Эля — отправилась на учебу в Ленинград.

Способная оказалась ученица. В двадцать с небольшим была признанным авторитетом у молодежи “Электроизолита”, в тридцать все у нее бурлило в профкоме вновь созданного конструкторско-технологического бюро (КТБ). Причем, новый профсоюзный лидер начала работу с того, что вывезла весь свой профком на учебу — все вместе перенимали опыт у коллег на Загорском оптико-механическом заводе. И так было всегда: что бы ей ни поручали, сначала зарывалась с головой в учебу и книги. Но кто бы мог предположить, что в 34-летней хрупкой особе с упрямо посаженной головкой и копной каштановых волос легендарный директор ЦНИИСМ Виктор Протасов разглядит секретаря парторганизации оборонного завода-института!

Никогда не была “украшением”

ТА САМАЯ БАРЫНИНА Герой Социалистического Труда, член-корреспондент РАН, доктор наук, Виктор Протасов сослуживцам и коллегам запомнился руководителем властным, но безукоризненно интеллигентным. Это был настоящий интеллектуал, и вести принципиально важные беседы с высокими гостями в районе обычно доверяли ему. Как ученый, он свободно оперировал мировой экономической статистикой и мог ввести в легкий трепет заведующего промотделом горкома, откровенно обсудив с ним не официальное, а реальное состояние дел в отрасли. Спрашиваю собеседницу, как она сама объясняет такой неожиданный выбор? Во всем районе, говорят, не было больше ни одной женщины-парторга на крупном оборонном предприятии.

— Вероятно, выбрали в качестве “украшения”, — предполагает кто-то из дам.

Видно, что Эльвиру Ерофеевну такая версия явно не устраивает. Она по своему обыкновению минуту размышляет и только потом решительно отказывается от такого предположения.

— Уважение к столпам технической мысли у меня, как у инженера, конечно, было. Но “украшением” даже такой высоколобой мужской компании никогда себя не считала. Я же сама одно время руководила лабораторией неразрушающих методов контроля в КТБ, ездила на испытания в Семипалатинск и другие полигоны, собственноручно навешивала датчики на испытываемые изделия — отсеки ракет из сверхпрочных стеклопластиков. Директор завода возил меня на серийные заводы ЦНИИточмаш в Климовске, КБмаш в Перми, КБ “Южное” в Днепропетровске, и там тоже шел профессиональный разговор с коллегами-оборонщиками.

О технике дела, как тогда говорили, я беседовала с кураторами из ЦК партии и оборонного отдела обкома. И никаких скидок на возраст и дамскую слабость! — подытоживает Барынина.

Видимо, и директор о своем выборе соратника никогда не пожалел. Она возглавляла парторганизацию завода-института девять лет. Позиции парторга при директоре-единомышленнике были настолько крепкие, что она позволяла себе абсолютную дерзость по тем временам. На просьбу инструктора горкома показать для проверки доклад перед выступлением на партийном заседании могла заявить: “Будете проверять — откажусь от выступления”.

В самом деле, на “украшение” совсем не похоже!

Парторг “в запасе”

— Был в вашей партийной карьере эпизод, из-за которого не спится по ночам? — спрашиваю у Барыниной.

— Каяться не за что, а жесткие решения, конечно, приходилось принимать, — отвечает. — Был момент, когда один из цехов тогда уже

ЦНИИСМ начал терять позиции, и директор предложил разобраться с ситуацией. Как всегда в таких случаях, была назначена команда экспертов. Но руководитель хотел получить рекомендацию парторга. С нашей подачи в цех был назначен новый начальник, и он оказался замечательным управленцем. А с отставником мы потом еще долго работали и сохранили нормальные отношения.

Об одном жалеет общественница — не додала в свое время внимания дочери Юлии. То работа допоздна, то дежурства в горкоме, семинары, командировки. Спасибо домашним, которые выручали в то время. Поэтому, когда появились внуки, а ЦНИИСМ вступил в тяжелейшую полосу перемен, Эльвира Ерофеевна с головой окунулась в воспитание Славы и Нади. Спортивная бабушка с внучатами несколько лет первыми открывала плавательный сезон, летом они пропадали на даче, зимой бегали на лыжах. Но, даже удалившись от дел, она постоянно находила себе новые заботы. Например, возглавила свое садовое товарищество и даже сумела заменить трансформатор, чего не смогли до нее мужчины-предшественники.

Династия общественников

Внуки подросли. Слава уже закончил кадетский корпус Минюста, Надя собирается после школы осваивать профессию дизайнера. Нынешний директор ЦНИИСМ Вячеслав Барынин (дальний родственник) пригласил Эльвиру Ерофеевну возглавить ветеранскую организацию предприятия, а глава Хотькова Рита Тихомирова доверила ей контакты с общественными организациями.

Барынина снова в своей стихии: собирает ветеранов завода-института на День машиностроителя, вывозит фронтовиков на экскурсии, готовится в следующем году устроить вечер воспоминаний на 45-летие ЦНИИСМ, встречается с уличкомами и старшими домов, формирует штат общественных помощников поселения.

Ловлю себя на мысли: не может быть, чтобы такой общественный талант не увлек никого из молодого поколения в семье. Так и есть, внучка Надя уже помогает бабушке в организации городских акций. Значит, есть шанс, что династия общественников продолжится.

Светлана АНИКИЕНКО
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
 
Газета "Вперед"