НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

13 сентября 2007 2678

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ13 сентября. Куприянов день

"Куприян - журавлиный лет" - так прозвали этот день, когда, говорят, журавли поднимаются ввысь и начинают свой путь к теплым морям, прочь от осенних дождей и зимней стужи. На рассвете собираются птицы на вече, чтоб выбрать вожака, который поведет стаю. И как взойдет солнце, потянутся по небу с долгим курлыканьем журавлиные клинья. Бежит им вслед детвора, машет платками, кричит, но не остаться просит, а в свой срок вернуться: "Колесом дорога! Доброго пути! Далеко летайте, а дом не забывайте!"

14 сентября. Семенов день

Семенов день звали "летопроводцем": по старому стилю он приходился на 1 сентября, первый "настоящий" осенний день. На Семена праздновали первые осенины - встречу осени (всего осенины отмечали трижды: "На первые осень во двор заходит, во вторые - на порог ступает, на третьи - на лавку садится"). По случаю прихода "гостьи" устраивали (после долгого перерыва) хороводы, пекли пироги, варили пиво. При этом состоятельным хозяевам полагалось выставить сосуды с пивом или брагой у ворот и объявить об этом всему деревенскому "миру". Во время гуляний хороводники обходили дворы, где их ожидало угощение. Хозяйская дочь по очереди, по старшинству, подносила им ковш, гости же пили за здоровье щедрых хозяев и желали им всяческого благополучия.

Праздник, как водится, тогда хорош, когда он работе не в ущерб. К Семену следовало полностью завершить уборку всех яровых, а также управиться с осенним севом. Припозднишься, не успеешь в срок - доделывай в сам Семен-день да поспешай, а то зерно из колоса высыплется, а посеянное - не взойдет.

В старину на Семенов день отмечали новолетие. Правда, длилось это относительно недолго: с конца XV века, когда царь Иван III постановил праздновать новый год 1 сентября, по самое начало XVII века - в 1700 году Петр I "утвердил" привычную нам дату 1 января. Однако следы почитания Семенова дня как "новолетия" оставались вплоть до XIX века: к этому сроку крестьяне и торговые люди в писаных и неписаных договорах приурочивали совершение сделок, расчеты за работу, выплаты долгов. На этот же день нередко приходился расчет и сбор оброка и податей, а также "барский суд", на который выносились споры, которые крестьяне не смогли разрешить сами, внутри общины.

В некоторых селах еще в XIX веке сохранялся обычай на Семенов день "обновлять" в доме огонь. Гасили все, кроме лампад в красном углу, а потом добывали "новый" огонь прадедовским способом - трением. От него зажигали вновь лучины и печь, тлеющей головней окуривали дом, двор и поле. Интересно, что в других местах то же делали на неделю позже, в день Рождества Богородицы

(21 сентября), причем ученые эту дату считают более древней. Ведь обряд "обновления огня" - след празднеств, посвященных солнцу, и праздник Рождества Богородицы приходится как раз на время день осеннего равноденствия - одну из главных точек солнечного цикла. А на неделю раньше этот обычай сместился уже потом, "по случаю" нового года.

В Семенов день следили за погодой, так как по ней определялось состояние природы на всю последующую осень, а также зиму: "На Семена ясно - осень сухая", "На Семеновы осенины много паутины - осень долгая и ясная", "Если на Семена тепло, то вся зима будет тепла", "Если ветры из-под солнца - ждать зимой злых сиверов (северных ветров)".

А еще с этого дня начинались в деревнях вечерние "засидки" или "посиделки", в которых участвовали и парни, и девушки. Обычно посиделки делились на две части. Сначала собирались только девицы, приносили рукоделие и проводили время за работой и беседой. После же подходили парни, и тут уже было не до вязания или вышивки: начинались песни, игры и "заигрыши" (разговоры с "ухаживанием"). На посиделках допускались и даже негласно поощрялись нескромные шутки, намеки, известная вольность поведения. Иные, прослышав о том, что творится на засидках, срамили беспутную молодежь, но большинство старших относилось к этому снисходительно: все к добру. Глядишь, пара, приметившая друг друга на семеновских посиделках, к следующей осени уже и свадьбу сыграет.

15 сентября. Федот и Руфина

В этот день хозяева до полудня не выпускали на пастьбу никакой домашний скот: "На Федота-Руфину не выгоняй по утру скотину: выгонишь - беду нагонишь".

17 сентября. День Неопалимой Купины

Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, символизирующий непорочность и святую силу Божьей Матери. На иконах она обычно изображается как восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь, иногда же - в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богородица.

Икона "Неопалимая Купина" почиталась как защитница от пожаров. В этот день ей молились в храмах и домашних "красных углах", прося защитить дом и хозяйство от лихого огня. Кроме того, принято было заговаривать домашний печной огонь, прося его греть, а не жечь, и дом хранить, а не губить: "Огнь ты батюшка, всем князьям князь! Не имей ты воли в моем дому, а имей ты волю в доброй печи".

Газета "Вперед"