“НЕ ЗАМЕТИТЬ СЕРГИЕВ ПОСАД НЕЛЬЗЯ”

10 октября 2005 1689

“НЕ ЗАМЕТИТЬ СЕРГИЕВ ПОСАД НЕЛЬЗЯ”

II Всероссийская выставка “Возрождение”, Белгород, с 17 сентября

Обширная география II Всероссийской выставки “Возрождение” не сказалась на качестве представленных на ней работ. Само участие в выставке, призванной возрождать, как было заявлено, дореволюционные духовные традиции, обязывает к особой ответственности. Кроме того, отбор заявленных участниками работ проводили настоящие “зубры” живописи. В оргкомитете что ни имя, то уважаемый, известный и заслуженный человек. Произведения отсматривали сначала в местных отделениях Союза художников, потом в региональных, а потом и в самом Белгороде. Сергиев Посад представляли почти полсотни участников. Столько местных художников, собравшихся вместе, — редкое событие.

Это не случайность, говорит председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников Иван Харченко, что произведения из нашего района сопровождали зрителя по всей выставке. Более того, они ее открывали — расположившись прямо у входа. Здесь были собраны работы из Иконописной школы при Московской Духовной Академии. И прощались с выставкой люди тоже на “посадской” ноте — завершали ее снова работы наших земляков. “Не заметить Сергиев Посад было нельзя”, — говорит Иван Иванович.

“Возрождение” — не простая выставка. В этом году она посвящена 300-летию со дня рождения Святителя Белгородского Иоасафа. Он вошел в историю как просветитель и проповедник. В начале двадцатого века был канонизирован. В Белгороде многое связано с его именем — монастыри, дома, памятные места, где он жил и молился.

Иоасаф Белгородский был известен всей России. В том числе и в нашем городе, где служил наместником Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 год, в период после пожара, охватившего монастырь. Так что эта духовная фигура по праву может считаться знаковой для такой выставки как “Возрождение”.

Учредители выставки — Союз художников России, администрация Белгородской области и Патриархия. В первый раз она открылась в 1999 году в Костроме. Уже тогда было определено ее направление: возрождение в искусстве традиций, утраченной духовности и глубинных корней.

Участники второй выставки в Белгороде обеспечили жанровое многообразие: живопись и графика, декоративно-прикладное и народное творчество. Но не каждый экспонат можно было привезти на выставку. В первую очередь это касалось храмового искусства. Сергиевопосадец Александр Шитов выставил большие качественные фотографии витражей — активно работающих в этой технике в нашем отделении Союза можно пересчитать по пальцам одной руки. Братья Страшко представили изображения фресковой росписи, которую они выполнили для православного храма в Испании. Впрочем, “Возрождение” собрало не только образцы духовного искусства. Есть и вполне светские работы. Преобладает на выставке, как это обычно бывает, живопись. Но есть все же что-то общее в каждом из представленных произведений.

В. КРЮЧЕВ
Газета "Вперед" №112 (08.10.2005)